ТЕПЛООБМЕН
До сих пор не было опубликовано работ, содержащих подробное аналитическое рассмотрение теплообмена в системе двигателя Стирлинга. К сожалению, объем этой монографии позволяет дать лишь не очень подробные сведения по этому вопросу. Во всяком случае, как будет ясно в дальнейшем, требуется провести многочисленные исследования, прежде чем можно будет представить действительно законченное аналитическое описание данной проблемы.
Эффективные теплообменные устройства имеют решающее значение для успешной работы любого двигателя Стирлинга, поскольку даже при совершенной конструкции двигателя с точки зрения термодинамики и механики работа всей системы будет неудовлетворительной, если неудовлетворительна работа теплообменника. Проблемам теплообмена посвящено множество работ, в том числе ряд отличных монографий и статей, в которых рассматриваются конструкция и изготовление теплообменников, а также излагаются теоретические основы. Однако до самого последнего времени теоретики теплообмена и конструкторы не имели достаточных оснований сфокусировать свое внимание на устройствах, необходимых для двигателя Стирлинга, кроме регенераторов. Поэтому в литературе отсутствуют как фундаментальные теоретические результаты, так и экспериментальные данные, необходимые для расчета конструкции теплообменников двигателя Стирлинга. Тем не менее несколько последних отчетов фирмы «Дженерал моторе» [12] пролили некоторый свет на эту проблему, а статьи [13—15] являются попытками ответить на ряд вопросов в этой неизученной области знаний. Отличные работы [16—18] по теории регенератора обеспечили наконец основу для анализа регенератора двигателя Стирлинга.
Большинство современных теплообменных устройств работает в условиях постоянного ннзкого потока массы, в то время как соответствующие устройства в двигателе Стирлинга должны функционировать в сравнительно тяжелых условиях при высоких непрерывных термомеханических нагрузках и периодически колеблющихся и меняющих направление высоких массовых расходах. Подобные условия течения не рассматриваются в имеющейся литературе по теплообмену, но общие корреляционные соотношения, связывающие фундаментальные безразмерные критерии теплообмена: числа Нуссельта, Прандтля, Рейнольдса, Стантопа и т. п., — могут быть применены, если имеются соответствующие экспериментальные данные. К сожалению, чтобы получить эти данные, необходимо провести измерения при таких же условиях течения, какие существуют в двигателе Стирлинга, и есть только один путь, позволяющий смоделировать подобные условия, — построить двигатель Стирлинга. Однако, чтобы сконструировать теплообменники для этого двигателя, необходимо иметь экспериментальные данные, которые мы хотим получить. Выход из этой классической проблемы «яйца и курицы» состоит в том, чтобы проектировать теплообменники на основании данных для установившегося течения. Обычно в дальнейшем совершенствуют работу двигателя методом проб и ошибок, применяя различные модификации. Это не слишком удивляет, поскольку в прошлом основная цель исследовательских программ состояла в том, чтобы построить двигатель, который бы работал. Теперь при быстро развивающейся технологии и большом количестве экспериментальных данных большее внимание уделяется основам теплообмена в уникальных условиях двигателя Стирлинга. Нельзя сказать, что исследований теплообмена в этих условиях не проводится, поскольку несколько работ опубликовано, но большинство из них посвящено только регенератору и к тому же применительно к холодильникам, а не к энергетическим установкам. Тем не менее получен ряд экспериментальных данных и проведено несколько теоретических исследований, но все же эта область знаний остается очень слабо изученной. Общие выводы исследований, опубликованных к настоящему времени, не являются окончательными; например, в работе Льюисского исследовательского центра НАСА [19] измеренное падение давления в регенераторе оказалось вдвое выше расчетного значения, а исследовательская группа Токийского университета [20] получила коэффициенты теплоотдачи почти вдвое ниже, чем для случая установившегося течения, в то время как в других исследованиях результаты прямо противоположные [21]. Хотя немногочисленные и противоречивые данные, полученные к настоящему времени, не позволяют дать вполне определенное аналитическое описание теплообмена в двигателе Стирлинга, тем не менее мы приведем некоторые соображения об основных теоретических требованиях к теплообменным устройствам двигателя Стирлинга и о том, как эти требования осуществляются на практике.