СЖИГАНИЕ МЕТАЛЛОВ
С точки зрения характеристик энсргоспловых установок аккумуляторы тепловой энергии, если не считать их специальных применений, имеют мало преимуществ (или не имеют их вообще) по сравнению с обычными системами на ископаемом топливе. Но если основными требованиями являются снижение уровня загрязнения окружающей среды и независимость от жидкого топлива, то более подходящими следует считать установки с тепловыми аккумуляторами. Удачным решением представляется также использование тепловых аккумуляторов в подводных системах, хотя при этом возникает ограничение по времени действия или скорости. Поэтому в автономных подводных устройствах необходимо размещать первичный источник энергии. В этих условиях выгодно использовать жидкие металлы, но не в качестве аккумулирующей тепло среды, а в качестве топлива. Желательно иметь топливо, реагирующее с морской
водой, аналогично тому, как в земных условиях топлива реагируют с воздухом. Такими реагирующими с водой топливами являются литий и натрий. Следовательно, если заменить углеводородное топливо в реакции горения, то будет происходить реакция сгорания металла. Иногда невозможно и нежелательно в качестве «окислителя» использовать морскую воду. Тогда для обеспечения протекания необходимой реакции можно использовать газы. Детальный обзор таких реагирующих смесей представлен в работах [12, 13]. Системы со сжиганием металла можно использовать для генерации пара или нагрева газа для газовых турбин с замкнутым рабочим циклом. Но в данном разделе, как и в предыдущем, рассмотрение ограничивается только теми смесями жидкого металла и окислителя, которые особенно привлекательны для применения в двигателе Стирлинга.
Несмотря на то что исследованием горения металлов занимаются многие годы, публикаций по этому вопросу очень мало. В имеющихся публикациях рассматривается, по-виднмому, наиболее подходящая для реакции смесь лития, натрия и шести - фтористой серы? При химическом взаимодействии этих трех составляющих достигается относительно высокая энтальпия реакции и не образуются газообразные продукты, которые особенно нежелательны в условиях ограниченного пространства. К сожалению, все возникающие в установках на солях лития проблемы, связанные с материалами, имеют место и в системах со сжиганием жидких металлов. При рабочих температурах двигателя Стирлинга, составляющих около 800 °С, литий в жидком виде очень коррозионноактивен, особенно по отношению к никелевым сплавам, и поэтому следует использовать нержавеющую сталь с содержанием хрома 18% и никеля 8%. Отметим, что в растворе с другими химическими элементами литий несколько снижает свою коррозионную активность [6]. В то же время экспериментальные исследования показали, что реакцию горения жидкого металла можно регулировать и осуществлять в резервуаре из нержавеющей стали. Использованию таких систем в автомобильных транспортных средствах в ближайшем будущем может помешать возможная утечка топлива.
Предпочтительные свойства реагентов, используемых в реакции горения металлов, очень близки к свойствам гермоак - кумулирующих материалов. Отличие состоит лишь в том, что в данном случае материалы должны быть горючими. Кроме того, продукты реакции должны существовать в жидком виде, поскольку как газообразные (о чем уже упоминалось), так и твердые продукты реакции усложняют разработку конструкции. Поэтому, хотя при сжигании металлов можно использовать непосредственный кондуктивный нагрев, предпочтительнее иметь систему передачи тепла посредством тепловой трубы с натрием или аналогичную систему. На рис. 5.5 показана система с двигателем Стирлинга, в которой производится сжигание жидкого металла. Система предназначена для разрабатываемых фирмами «Дженерал моторе» и «Филипс» проектов.
Уравнение основной химической реакции между литием и шсстифтористой серой имеет следующий вид:
8Li + SF6->6LiF + Li2S +Теплота. (5.2)
Литий находится в камере сгорания, заполняя ее в твердом виде лишь частично. Жидкая шестифтористая сера до ввода
12 3 4 Рис. 5.5. Система с двигателем Стирлинга и сжиганием жидкого металла. 1 — «складчатый» теплообменник; 2 — линия Для паров натрия; 3 — натриевый конденсатор; 4 — трубки нагревателя; 5 — выходной вал; 6 — двигатель Стирлинга; 7 — жидко- металлнческнй насос; 8 — камера сгорания; 9 — корпус погружного судна. |
В камеру сгорания хранится в отдельной емкости. При комнатной температуре давление пара шестифтористой серы составляет примерно 2 МПа. Это давление используется для подачи реагента через форсунку. Литий перед реакцией должен находиться в расплавленном виде, что нетрудно обеспечить, поскольку точка плавления лития составляет всего 190°С. Для инициирования реакции можно воспользоваться либо пиротехническим, либо электрическим нагревателем. Первый применяется при необходимости быстрого пуска. Типичный пиротехнический материал перекись натрия — алюминий при воспламенении от небольшого воспламенителя не только расплавляет литий, но в течение 1 с может повысить его температуру до 700 °С. Пиротехнический материал на основе натрия имеет дополнительное преимущество, заключающееся в возможности регулировать образование летучих веществ в основной реакции. При использовании электрического нагрева для обеспечения аналогичной возможности к литию подмешивают небольшое количество свободного натрия. Продукты реакции также являются расплавами и из-за особенностей исходной смеси лития и шестифтористой серы занимают почти тот же объем, что и исходные топливные реагенты. Это выгодно для многих применений, особенно для подводной энергетической системы. Фирма «Дженерал моторе» исследовала также сжигание смеси лития с фреоном, что позволило получить более высокие мощности, чем при сжигании смеси лития с шестифтористой серой, но углерод, содержащийся во фреоне, оказался активным по отношению к нержавеющей стали с содержанием хрома 18% и никеля 8% и
Бремя работы, ч Рис. 5.6. Сравнение характеристик системы с двигателем Стирлинга и источником энергии на литии и фреоне с характеристиками других энергосиловых установок [4]. 1—свинцово-кислотная батарея; 2—система тепловой аккумулятор — двигатель Стирлинга; 3—дизель (с жидким окислителем); 4—топливный элемент (водород—кислород); 5 — двигатель Стирлинга с источником энергии на литии и фреоне, |
Вызывал ее охрупчивание. На рис. 5.6 сравниваются энергосиловые установки с двигателем Стирлинга и источником энергии на литии и фреоне с другими энергосиловыми установками, а на рис. 5.7 — системы на литии и шестифтористой сере, с системами на литии и фреоне. Отметим, что, как следует из рис. 5.4, системы со сжиганием жидкого металла имеют почти такой же энергетический потенциал, как и ядерные энергетические установки. Двигатель Стирлинга может работать и с ядерной установкой [14], но создание термоядерного реактора для привода поршневого теплового двигателя вряд ли оправданно. Тем не менее инженер фирмы «Дженерал моторе»
Хефнер [1] заявил, что при температурах нагревательной головки около 460 °С «было бы выгодно использовать двигатель Стирлинга совместно с высокотемпературными ядерными системами». Использование меньших источников тепла с радиоактив-
Рис. 5.7. Сравнение характеристик систем на литии — фреоне и литии — ше- стифтористой сере [5]. литий — фреон 115; шестифтористая сера. Время работы, ч |
Ными изотопами представляется более реальным решением, и именно оно будет рассмотрено в следующем разделе.