Регулирование мертвого объема
С увеличением мертвого объема двигателя Стирлинга его мощность падает. Но это не обязательно связано с уменьшением КПД. Однако в системе регулирования мертвого объема,
разработанной фирмой «Юнайтед Стерлинг», КПД уменьшается весьма значительно. В блоке двигателя этой системы при его отливке предусмотрены многочисленные полости для рабочего газа, соединяемые с основной рабочей полостью каналами с за порными клапанами [87]. Получая с помощью этих дополнительных полостей мертвый объем различной величины, можно регулировать суммарный мертвый объем в широких пределах. Очевидно, на практике число индивидуальных полостей, определяющих рабочий объем, ограничено требованиями компактности всей системы в целом, а это приводит к тому, что изменения мертвого объема можно осуществлять только ступенчато, и соответственно крутящий момент на выходе двигателя тоже будет изменяться ступенчато, а не плавно (рис. 1.133).
Мертвый объем Рис. 1.133. Крутящий момент двигателя в зависимости от величины мертвого объема [7]. |
Такая система использовалась для регулирования одного из первоначальных двигателей фирмы «Юнайтед Стерлинг», установленных на автомобиле «Форд пинто» [40]. Эта система регулирования вызывала трудности, связанные с необходимостью размещения большого числа мертвых объемов, требуемых для регулирования мощности во всем ее диапазоне, что привело к созданию весьма громоздкого и тяжелого двигателя. Ступенчатое изменение крутящего момента оказалось также мало подходящим для работы трансмиссии и управления автомобилем. Нам в точности не известно, какова была величина дополнительного мертвого объема в этой конструкции, однако для двигателя 4-215 с косой шайбой совместного производства фирм «Форд» и «Филипс» потребовался мертвый объем, по крайней мере в четыре раза превышающий рабочий объем двигателя, чтобы регулировать двигатель в диапазоне от режима полной мощности до режима холостого хода [40]. Расчеты, выполненные фирмами «Юнайтед Стерлинг» и «Филипс», показали, что, если ограничить мертвый объем величиной, равной трехкратному рабочему объему, можно добиться увеличения КПД на 2— 3 %. Тем не менее был сделан вывод, что регулирование мощности путем изменения мертвого объема «в чистом виде» не является лучшим решением проблемы. Однако в работе [38] были получены другие результаты. Эта работа проводилась на автомобильном двигателе с косой шайбой с переменным углом накгона, что иногда смешивают с регулированием посредством изменения фазового угла рабочего объема. В этом двигателе величина хода поршня изменяется в процессе работы за счет
изменения угла наклона шайбы. Эта идея ранее была предметом исследования в Редингском университете. Преимущество такого способа регулирования заключается в возможности отказа от специального дополнительного мертвого объема, связанного с двигателем, поскольку этот объем образуется за счет рабочего объема двигателя при уменьшении хода поршня. Еще одно преимущество этого способа связано с тем, что один из
Основных источников потерь в двигателе Стирлинга — потери на перемещение рабочего тела, возникающие из-за разности температур между стенками цилиндра и поршнем, прямо пропорциональны длине хода поршня; тем самым при уменьшении хода поршня уменьшаются и потери на такое перемещение. Теоретически этот способ регулирования мертвого объема является более быстрым, чем способ с использованием дискретных объемов, и, как утверждают, позволяет улучшить характеристики крутящего момента двигателя при установке на автомобиле. Теоретическая рабочая диаграмма при этом виде регулирования показана на рис. 1.134.
1201— |
<*-22" |
3000 |
6000 |
Скорость, od/мин |
Рис. 1.134. Рабочая диаграмма двигателя с системой регулирования мертвого объема. (С разрешения фирмы «Филипс», Эйндховен.) |
А—угол наклона косой шайбы; Ч—КПД, %. |
Эта система регулирования была установлена на двигателе «Адвен - ко 4-290» фирмы «Филипс», однако, насколько нам известно, экспериментальные данные, полученные на этом двигателе, не были опубликованы. Известно, что и другие организации заинтересованы в этом методе регулирования мощности, особенно те, которые разрабатывают холодильные, машины, основанные на цикле Стирлинга Действительно, метод представляется весьма перспективным, поскольку отпадает необходимость в подкачке и стравливании рабочего тела, а также в дополнительных полостях для размещения рабочего тела. Правда, требуется некоторое устройство для изменения длины хода поршня. Ранее механизм привода с косой шайбой служил также и приводом гидравлического насоса, что усложняло механизм привода.