Рециркуляция газов
Эта проблема возникает только в установках с использованием жидких углеводородов в качестве источника энергии. Устройство для рециркуляции газов относится к энергосиловой установке в целом и к области ее использования, а не собственно к двигателю. Тем не менее без такого устройства низкий уровень окислов азота в продуктах сгорания (одно из преимуществ, приписываемых двигателю Стирлинга) не может быть- обеспечен. Причины этого уже рассматривались нами ранее. В настоящем разделе будут рассмотрены методы снижения концентрации окислов азота в выбросах в атмосферу.
Известны два основных метода снижения концентрации окислов азота — рециркуляция отработавших газов (РОГ) (рис. 1.99) и рециркуляция продуктов сгорания (РГ1С) (рис. 1.100). Эти методы не единственные, и в работе [63] дается обзор существующих методов. Знание механизма образования окислов азота могло бы оказать неоценимую помощь при выборе наиболее эффективного метода снижения их концентрации в продуктах сгорания. Однако в настоящее время еще нет полного понимания кинетики горения, хотя в работах [90, 91] предлагаются методы расчета массовой скорости образования продуктов окисления в процессе горения. Тем не менее очевидно, что образование продуктов окисления и массовая скорость такого образования экспоненциально зависят от температуры, преобладающей в зоне горения. Таким образом, попытки понизить уровень содержания окислов на практике сводятся к понижению уровня температуры. Учет расходов воздуха и топлива* времени присутствия отработавших газов в камере сгорания, ■формы топливной форсунки и т. п. при конструировании камеры сгорания может улучшить характеристики процесса сгорания и тем самым снизить концентрацию окислов азота. Однако в существующих конструкциях без применения рециркуляции газов в какой-либо форме невозможно добиться соответствия концентрации окислов азота предельным нормам, установленным в официальных нормативных документах для автомобильного транспорта, если температура будет превышать 1675°С [63]. Следовательно, температура в зоне горения должна поддерживаться ниже этого уровня. Одним из методов достижения этой цели может быть подача дополнительного количества воздуха в заряд, поступающий в камеру сгорания, что определенно снизит конечную температуру, однако при этом появится дополнительная возможность химического соединения атомов водорода и кислорода. Все же в системах сгорания применяется подача избытка воздуха — обычно в количестве 25—45 % • Этот метод обеспечивает требуемую полноту сгорания и снижение концентрации углеводородов и окиси углерода в продуктах сгорания. Отвод тепла от трубок нагревателя дает дальнейшее понижение температуры продуктов сгорания, а рециркулирующие ■отработавшие газы еще более снижают их температуру.
Отработавшие газы подаются обратно в систему сгорания на входе в нагнетатель воздуха. Сравнительно высокая температура отработавших газов снижает потенциальную долговечность нагнетателя, однако одновременно снижает и тепловую нагрузку предварительного подогревателя воздуха. В процессе работы соотношение воздуха и топлива в рабочей смеси и температура в трубках нагревателя регулируются в зависимости ■от изменений нагрузки, чтобы сохранить постоянство температуры и пониженное содержание топлива в рабочей смеси (бедную смесь). Если рециркулируст постоянная доля отработавших газов, то при некоторых значениях нагрузки это будет ухудшать рабочие характеристики двигателя. В одном случае конечная температура смеси будет слишком низкой и процесс горения будет нестабильным, в то время как, например, при полной нагрузке отработавшие газы не будут охлаждаться в нужной степени. Следовательно, поток рециркулирующего газа необходимо регулировать в соответствии с условиями нагрузки и температурой рабочей смеси. Процентное содержание отработавших газов в системе рециркуляции обычно колеблется от 74 до 140% и в среднем составляет 90 %. При этом процентное содержание рециркулирующего газа определяется по формуле 192]:
PQP___ Масса рециркулирующего газа . , , j
Масса поступающего воздуха " ' '
Даже при столь высоком процентном содержании отработавших газов влияние рециркуляции на концентрацию окислов азота меньше, чем это можно было бы предположить, хотя абсолютный уровень этой концентрации и удовлетворяет нормативным документам, упомянутым выше. Таким образом, рециркуляция отработавших газов выполняет свое назначение, однако нельзя считать этот метод идеальным с точки зрения его эффективности. Из других методов в настоящее время разработана и подкреплена проведенными испытаниями только рециркуляция продуктов сгорания. В системе РПС горячие продукты сгорания не проходят через нагнетатель и подогреватель воздуха, а направляются по кратчайшему пути обратно в камеру сгорания. Число дополнительных трубопроводов в этой системе меньше, чем в предыдущей системе, комплектуемой трубопроводом, соединяющим выпускную трубу с патрубком для подвода наружного воздуха. Регулирование процентного содержания рециркулирующего газа при РПС осуществляется так же, как и при РОГ, с помощью встроенного в систему перепускного клапана. Поскольку нагнетатель исключен из контура рециркуляции, продукты сгорания подаются в выходной патрубок нагнетателя посредством эжектора и горячие газы эффективно впрыскиваются в рабочую смесь топлива с воздухом.
Были проведены сравнительные испытания обеих систем рециркуляции в лабораторных условиях, когда работала только система сгорания, а не полностью весь двигатель. Результаты испытаний показали, что обе системы примерно в равной степени снижают концентрацию окислов азота при одинаковом процентном содержании рециркулирующих газов, однако при использовании системы РПС из-за того, что ее контур не включает в себя предварительный подогреватель воздуха и нагнетатель, расход топлива уменьшается по сравнению с системой РОГ. Система сгорания, включающая РПС, получается более сложной [92].
В настоящее время обе системы находятся еще в стадии доработки, причем особое внимание уделяется совершенствованию регулирующего клапана системы РОГ и перепускного клапана системы РПС. Кроме того, как отмечалось выше, исследуются и другие методы снижения концентрации окислов азота, однако в настоящее время только РОГ и РПС дают реальный эффект.