Поступательное движение
Хотя и предполагается, что двигатель Стирлинга предназначался для аэропланов еще за 50 лет до полета братьев Райт [9], первое свидетельство его использования для поступательного движения — это энергосиловая установка судна «Эрик - сон», которая действительно работала [9]. Это был наиболее тяжелый из всех когда-либо построенных двигателей, работающих на подогретом воздухе, с ходом поршня 183 см и диаметром цилиндра 427 см. Хотя двигатель был действующим, ожидаемые характеристики не были получены, и в конечном счете после того, как судно затонуло, дальнейших разработок в этой области не предпринималось.
Использование двигателя Стирлинга для осуществления поступательного движения вновь стало предметом серьезного внимания только в конце 50-х годов XX в., когда фирма «Дженерал моторе» достигла окончательного соглашения с фирмой «Филипс» относительно совместной программы исследований. Отделение «Кливленд Дизеле» фирмы «Дженерал моторе» начало изучать перспективы использования двигателя Стирлинга в качестве энергосиловой установки для подводных лодок, а также для речных и портовых судов. Были построены и испытаны отдельные секции двигателя мощностью до 295 кВт (рис. 1.47). Однако этот двигатель получился чрезвычайно тяжелым, хотя его шумовые и вибрационные характеристики (рис. 1.92 и 1.93) были весьма многообещающими [97], а достигнутый удельный расход топлива оказался существенно меньше, чем у эквивалентного дизеля. В 1968 г., когда заканчивался срок действия лицензионного соглашения с фирмой «Филипс», «Дженерал моторе» отработала конструкцию таинственного трехцилиндрового судового двигателя модели W мощностью 105 кВт, а вскоре после этого было принято решение о прекращении работ по двигателю Стирлинга, и это после того, как на совершенствование двигателя были затрачены многие сотни человеко-часов и когда близок был явный успех! Причины, заставившие прекратить исследовательские работы, так и остались неизвестными. Однако эти работы продемонстрировали возможность использования двигателя Стирлинга на морских судах, и с учетом последних работ по совершенствованию технологии материалов и техники проектирования судовой двигатель Стирлинга становится весьма реальной перспективой. Один японский консорциум работает над судовым двигателем 4-5070 мощностью 600 кВт, который должен быть построен фирмой «Дайатцу Дизеле» [98]. Это будет среднеоборотный двигатель двойного действия с гелием в качестве рабочего тела. Технические данные двигателя свидетельствуют о его предназначении скорее для привода генератора, чем непосредственно для движения судна. О предполагаемом назначении двигателя еще не объявлено.
Начиная с 60-х годов возрос интерес к использованию двигателей Стирлинга на подводных транспортных средствах, предназначенных как для гражданских, так и для военных целей, и были намечены испытания опытной установки. Эта установка представляет собой небольшое закрытое управляемое подводное устройство, разработанное совместно фирмами «Комекс индустри» (Франция) и «Юнайтед Стирлинг» (Швеция) [99]. Устройство схематически показано на рис. 1.140. Испытания этого устройства в условиях открытого моря были намечены на начало 80-х годов.
Источником тепловой энергии для модифицированного двигателя Р-40 должна была стать скорее всего смесь дизельного топлива и жидкого кислорода, которая сгорала бы в камере при избыточном давлении. Работы, проводившиеся фирмой «Дженерал моторе», предусматривали использование тепловых аккумуляторов и процесса горения металла. Такие источники тепловой энергии не требуют окислителя и не зависят от окружающей среды. Этот вопрос более подробно будет рассмотрен в гл. 4, здесь же достаточно упомянуть, что сами эти источники энергии и устройство для передачи тепла от источника к двигателю еще не были доведены до стадии промышленных образцов, когда уже началось изучение возможных областей практического применения двигателя Стирлинга в широких масштабах, хотя стендовые испытания различных элементов
Рис. 1.140. Энергосиловая установка для подводных лодок совместной разработки фирм «Комекс» и «Юнайтед Стирлинг» [99]. |
1 —энергосиловая установка с двтгателем Стирлинга; 2—двигатель Стирлинга; 3 — электрогенератор.
И проведенное изучение возможностей использования двигателя казались весьма многообещающими [100]. Ситуация изменилась в последнее десятилетие, и исследовательская работа возобновилась, однако предполагаемой областью применения теперь уже были энергосиловые установки автомобилей.
Перспективы использования двигателя Стирлинга для морских судов представляются особенно привлекательными, поскольку многих проблем, связанных с использованием двигателей Стирлинга на суше, в условиях открытого моря не существует. Скорость вращения вала судового винта или ротора электрогенератора намного ниже скорости вращения вала автомобильного двигателя. Следовательно, можно отдать предпочтение использованию в качестве рабочего тела гелия или воздуха (или азота), а не водорода, поскольку это не повлечет за собой ухудшения рабочих характеристик (рис. 1.87 и 1.88).
Отказ от водорода в значительной степени снимает проблему герметизации рабочего тела, в особенности проблему диффузии сквозь стенки трубок нагревателя, и, следовательно, уменьшает опасность взрыва в машинном отделении из-за утечки водорода. Использование морской воды для охлаждения предоставляет практически неограниченную возможность отвода тепла при низкой температуре среды, а это, как показано на рис. 1.75, может оказать существенное положительное влияние на рабочие характеристики двигателя.
В таких условиях двигатель может работать при пониженных рабочем давлении и температуре, что повысит перспективы его коммерческого использования. Установка двигателя Стирлинга на морских судах представляется наиболее вероятной областью его применения в ближайшем будущем. Основанием для такого предположения является факт, что уже в настоящее время двигатель Стирлинга является более серьезным конкурентом дизеля, чем двигатель с принудительным зажиганием, причем, как уже говорилось выше, три четверти всех двигателей морских судов в мире в настоящее время — дизели. Однако, если не считать работ по энергосиловым установкам моторных яхт, выполненных фирмами «Филипс» и «Юнайтед Стирлинг», в настоящее время нет достоверных сведений о каких-либо испытаниях двигателя Стирлинга на морских судах. Эту ситуацию в ближайшее время должна изменить программа работ, выполняемая в Японии.
Проводятся интенсивные испытания энергосиловых установок, включающих двигатели Стирлинга, для автомобилей, и шансы на успешное завершение этих работ, по нашему мнению, возросли, так как произошло кардинальное изменение в подходе изготовителей автомобилей к этому вопросу. Вместо того чтобы пытаться установить двигатель Стирлинга на уже существующий автомобиль, как это делала фирма «Форд», фирма МТИ создает автомобиль, рассчитанный на установку двигателя Стирлинга, и два Таких автомобиля уже построены. Это автомобили «Спирит» (рис. 1.41) и «Конкорд» (рис. 1.142).
Рис. 1.Й1. Автомобиль «Спирит». (С разрешения Льюисского цеьтра НАСА и фирмы МТИ.) |
Рис. 1.142. Автомобиль «Конкорд». (С разрешения Лыоисского центра НАСА и фирмы МТИ.) |
Важнейшей характеристикой двигателя Стирлинга, определяющей его применимость в автомобиле, является компактность, которая обусловливает приспособленность двигателя к автомобилю с точки зрения его конструкции и эксплуатации. Как видно из рис. 1.143 и 1.144, ранее построенные двигатели полностью заполняли подкапотное пространство существующих автомобилей.
Разумеется, перспективы, которые открывает успешная установка двигателя Стирлинга на легковом автомобиле, огромны, но столь же велик и риск, поскольку может оказаться, что двигатель Стирлинга не сможет противостоять двигателю с принудительным зажиганием в условиях преобладающего использования жидкого углеводородного топлива. Для дальних грузовых перевозок двигатель Стирлинга может стать более приемлемым, поскольку здесь его конкурентом является дизель. При дальнейших успешных разработках в областях аккумулирования тепловой энергии, сжигания металлов и водорода использование двигателем Стирлинга этих источников энергии может дать ему решающие преимущества, особенно в сфере общественного транспорта. Не следует забывать, однако, что двигатель Стирлинга достиг современного уровня, на котором он становится сопоставимым с двигателями внутреннего сгорания, всего за несколько лет интенсивных работ, в то время как работы по двигателям внутреннего сгорания, причем более интенсивные, ведутся уже многие десятилетия, и, хотя
Рис. 1.143. Двигатель Р-40 в моторном отсеке автомобиля «Опель». (С разрешения фирмы «Юнайтед Стирлинг».) |
Рис. 1.144. Двигатель «Форд 4-125» в моторном отсеке автомобиля «Форд Таунус». (С разрешения фирмы «Форд мотор».) |
К перспективам применения двигателя Стирлинга на автомобилях необходимо относиться с некоторой осторожностью, все же имеется много оснований для оптимизма.