Получение электрической энергии для продолжительного ее использования
Хотя было проведено большое число экспериментальных исследований по использованию радиоактивных изотопов для применений под водой, самым удачным оказался проект для применения на поверхности моря. Термомеханический генератор (ТМГ) был сконструирован и построен в Научно-исследовательском центре по атомной энергии в Харуэлле (Великобритания) [15]. В действующей в настоящее время установке ТМГ, упомянутой в гл. 1 и 4, используется горелка на природном газе, хотя первоначально предполагалось использовать радиоактивный изотоп 90Sr. Насколько известно авторам, установка ТМГ на радиоактивном изотопе испытывалась в Харуэлле непрерывно начиная с октября 1974 г. [16]. В работах по подводным применениям обычно использовался изотоп 60Со. Таким образом, работ по системам со сжиганием металлов и с термоаккумули - рующими материалами, очевидно, пока не проводилось.
При выборе изотопа следует учитывать следующие его свойства [17]:
1) доступность;
2) стоимость;
3) период полураспада;
4) производство, возможность заключения в капсулы и манипулирования;
5) биологическая опасность;
6) объемная скорость выделения теплоты;
7) требования к защите;
8) характеристики выделения энергии.
Подробное изучение изотопов [17] показало, что наиболее подходящими являются изотопы кобальта 60Со и тулия в виде 170Тт2Оз. Лучше использовать 60Со, поскольку экспериментальных данных по его применению для тепловых двигателей больше [18]. Он имеет высокую плотность энерговыделения, период его полураспада составляет 5,3 года, и он довольно дешев.
Генераторы на радиоизотопном источнике тепла не являются чем-то неожиданным, поскольку уже в течение многих лет непользуется преобразование выделяемого изотопами тепла и электричество. Но КПД таких систем в лучшем случае составляет только 6%, что делает их непригодными для промышленного применения, хотя их используют для космических и военных целей [15J. Несколько таких генераторов, построенных в Харуэлле, были введены в действие еще в 1966 г. [19]. Системы с изотопными источниками энергии и двигателями Стирлинга можно использовать там, где требуются мощности в несколько ватт, например для питания осветительной аппаратуры навигационных морских буев. В таких случаях для непрерывного энергоснабжения в течение продолжительного времени расход энергии может превышать 220 кВт-ч. При таких нагрузках масса даже самых легких из имеющихся электрических батарей превышает 1000 кг. Низкая эффективность термоэлектрических преобразователей и большая масса систем с батареями делают систему с изотопным источником тепла и двигателем Стирлинга весьма привлекательной. В начальный период создания ТМГ был достигнут общий КПД, равный 13 % [15], а характеристики свободнопоршневого двигателя Стирлинга в то время практически не отличались от характеристик современных прототипов. Изотоп размещался сразу же за головкой нагревателя в кожухе с тепловой и радиоактивной защитой. В ТМГ, показанном на рис. 1.35, изоляция удалена. Так как кожух предназначен для экранирования радиоактивного излучения изотопов, которые в этом случае не находятся близко к головке, то устраняется какая-либо опасность при эксплуатации. При таком способе нагрева стоимость топлива для двигателя Стирлинга понижается вдвое по сравнению со стоимостью ископаемых топлив и до двух третей по сравнению со стоимостью при термоэлектрическом преобразовании энергии.
Еще одно исследование авторов работы [17] посвящено изучению более крупной системы с существенно меньшим сроком службы. Исходными данными для проведения аналитических оценок служили результаты лабораторных испытаний различных изотопных источников тепла. В результате был сделан вывод о том, что «их достижимые характеристики... по крайней мере на 50 % превышают показатели альтернативных преобразователей».
Таким образом, теоретические оценки и результаты реальных испытаний показали целесообразность использования систем с двигателями Стирлннга и изотопными источниками тепла для специальных применений. В связи с тревогой общественности по поводу использования радиоактивных материалов широкое применение этой перспективной системы будет невозможным, за исключением военных целей. Тем не менее работа по космическим системам продолжается [1].