ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПАРАМЕТРЫ СИСТЕМЫ
В разд. 1.11 был предложен метод классификации или определения различных типов двигателя Стирлинга. Однако конкретная система будет определяться также некоторыми физическими и рабочими параметрами. Инженеру, исследующему, например, двигатель с принудительным зажиганием, требуется знать такие параметры, как рабочие объемы, среднее эффективное давление, скорость воспламенения и т. п., а также такие важные параметры, как расход топлива, выходная мощность на валу и т. п. Все эти сведения помогают определить тип двигателя. В отношении двигателя Стирлинга еще не сложилась столь очевидная ситуация, поскольку дискуссии ведутся в основном вокруг прототипов двигателей или «бумажных» конструкций. Многие из используемых параметров, хотя и относящиеся непосредственно к конструкции двигателя, входят в аналитические соотношения, применяемые при конструктивных проработках, и поэтому полезны для классификации системы. В настоящее время многие из этих параметров появились из анализа Шмидта. Поэтому, хотя полное описание этого метода представлено
в приложении А, полезно изложить здесь некоторые основные моменты.
В анализе Шмидта учитывается влияние непрерывного (а не дискретного) движения поршня. Все остальные предположения, использованные при анализе идеального цикла Стирлинга, сохраняются. Система двигателя делится на три основные части: полость сжатия, полость расширения и мертвый объем. Последний при желании можно подразделить на отдельный объем, занимаемый теплообменниками, и вредное пространство в цилиндрах переменного объема. Для простоты мы не будем проводить такого деления. Поскольку в идеальной замкнутой системе масса рабочего тела постоянна, можно вывести основные уравнения, принимая этот факт за отправную точку анализа:
/Суммарная4^___ /Масса в полостиЛ, /"'Масса в полости"),
V масса J v расширения J V сжатия )
, /Масса в мертвом^ (2 87^
' V объеме )' * ' '
Или в математической форме
УР(Ф) . УГ(Ф) . V г
JvEW, Ycw VD - j m
М; |
= p [-RTT + - RfT + -Щ J • (2-88>
Давление цикла является общим и одинаковым для всех полостей параметром. Цель анализа Шмидта заключается в том, чтобы получить уравнения, выражающие перенос энергии в системе. Для удобства анализа находятся соотношения между некоторыми параметрами, которые стали определяющими параметрами системы, и в ходе изложения мы уже встречались с некоторыми из них. Выражения для переменных объемов УЕ(Ф) И Ус{ф), как показано в предыдущем разделе, могут иметь различную функциональную форму в зависимости от применяемого приводного механизма. Однако во всех случаях, исключая ромбический механизм и механизм Росса, можно получить достаточно точные приближения для этих выражений, используя предположение о простом гармоническом движении поршня. Это позволяет определить переменные объемы, зная величину вытесняемого объема и угол поворота кривошипа:
= П + cos а)], (2.90)
Причем угол поворота кривошипа ф считается равным нулю, когда рабочий поршень находится в нижней мертвой точке.
В приведенных выше соотношениях не учитывается вредное пространство каждой полости, им можно либо пренебречь, либо его можно включить в мертвый объем. Исходя из соотношений (2.89) и (2.90), можно найти два определяющих параметра, первым из которых является отношение рабочих объемов k:
K=VSc/VSE. (2.91)
Следует отметить, что, хотя этот параметр появился при использовании приближения простого гармонического движения, он применим для любого двигателя Стирлинга с любым приводным механизмом, поскольку является просто отношением двух рабочих объемов. Для практических систем величина k обычно равна единице или близка к ней. Вторым параметром является фазовый угол объемов ос, который уже обсуждался выше. Вводя еще одно отношение объемов X, можно выразить объемы всех полостей через рабочий объем полости расширения:
X=Vd/VSe. (2.92)
Кроме того, для удобства проведения расчетов можно выразить температуры во всех частях системы через одну температуру, что и делается с помощью таких же отношений, которые применялись для объемов:
1 = TJTE. (2.93)
В других исследованиях применяется параметр т = ТЕ/ТС или т = Тс/Те, но, поскольку символом т обозначается много других параметров, авторы считают более подходящим в этом случае символ Температуру регенератора также можно выразить через отношение температур
Указанные параметры являются комбинацией геометрических (линейных) и рабочих характеристик. Необходимый набор определяющих параметров дополняют характерное давление цикла и свойства рабочего тела. Важно точно указать, какое давление принимается за характерное давление цикла — среднее, максимальное или минимальное. Эти давления можно связать друг с другом, используя введенные выше безразмерные параметры:
Рср = Ртах (1 - б)°-5/(1 + б)1'5, (2.94)
РшШ = Ртах(1-б)/(1+б). (2.95)
С помощью этих же безразмерных параметров можно выразить изменение давления в цикле, хотя эта величина и не является определяющим параметром:
Р = pmax (1 - б)/[1 + б cos (Ф - 6)]. (2.96)
В соотношения (2.94) — (2.96) входят безразмерные параметры 6 и 0, являющиеся удобными комбинациями безразмерных параметров, определенных формулами (2.91)-—(2.93):
6 = (|2 + cos а + ft2)0,5/ [£ + K + 4ХЩ, + 1)]. (2.97) 6 = Arctg [k sin <x/(| + It cos a)]. (2.98)
Все эти безразмерные параметры используются в теоретическом методе Шмидта, и полученные значения давления, хотя и не равны в точности измеренным величинам, очень близки к ним. Разумеется, одно из давлений должно быть известно; тогда с помощью приведенных выше соотношений можно найти остальные два.
При определении характеристик регенератора обычно задают не значение эффективности, а коэффициент заполнения ff или пористость ер, которые связаны соотношением
Ep=l -Ff. (2.99)
Для остальных двух теплообменников нет определяющих параметров, которые можно было бы использовать. Чтобы подробно описать конструкцию системы, нужно указать много других характеристик, в то время как определяющие параметры применимы к любой системе. Следовательно, например, двигатель двойного действия мощностью 360 кВт может иметь больше трубок в нагревателе и холодильнике, большие рабочие объемы и т. п., чем двигатель простого действия мощностью 200 Вт, но значения X, K и £ у них могут быть одинаковыми.
Тем не менее, если уж параметры X, K и т. д. являются определяющими, то они должны иметь некий особый смысл, т. е. если оба названных двигателя имеют одинаковые значения X, равные, скажем 2 или 1, то это должно что-то означать. Другими словами, должны быть желательные значения этих параметров, и, действительно, для двигателя существуют комбинации значений или по крайней мере желательные комбинации значений этих параметров. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в гл. 3. Здесь мы укажем лишь типичные значения этих параметров.
В идеальном случае относительный мертвый объем X должен быть равен нулю, но для практических приложений это требование, разумеется, абсурдно. Для лучших, по крайней мере с точки зрения работоспособности, прототипов параметр X обычно заключен в диапазоне значений 1,3—1,7. Следовательно, если для конкретного двигателя значение параметра X больше 1,7, то мертвый объем, по-видимому, слишком велик, а если X меньше 1,3, то либо имеющейся поверхности недостаточно для обеспечения требуемой интенсивности теплообмена, либо конструкция двигателя более совершенна по сравнению с предыдущими. Однако значение параметра не обязательно характеризует работу двигателя или ее совершенство, хотя и может натолкнуть на какую-либо конструкторскую идею, способствующую повышению рабочих характеристик. В табл. 2.4 указаны
Таблица 2.4. Типичные значения определяющих параметров для существующих двигателей
Относительный мертвый объем X 1,3—1,7
Пористость Ер 0,5—0,65
Отношение рабочих объемов k 0,9—1,2
Фазовый угол объемов а 85—95е
Отношение температур g 0,3—0,4
Среднее давление 10—20 МПА
Значения этих параметров, типичные для двигателей Стнрлпнга с кривошипно-шатунным приводным механизмом.
Если не считать среднего давления, которое для небольших двигателей может быть ниже, значения остальных параметров применимы в общем случае. Для жидкостных и свободнопоршневых двигателей значения K и а могут быть нетипичными. Для первых из них значения среднего давления и отношения температур определенно не типичны.
Рассмотренные выше параметры получили всеобщее признание, но не составляют полного набора нужных характеристик; к тому же, пока не получено больше данных, вряд ли следует пытаться найти полный и окончательный перечень подобных параметров. Такие характеристики, как скорость утечки масла или газа, несомненно, являются определяющими параметрами для систем уплотнения; механический КПД и характеристики колебаний скорости вращения и крутящего момента в какой-то степени определяют приводной механизм с соответствующими системами уплотнения и т. д.