НЕКОТОРЫЕ РАБОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
1. Мощность, вырабатываемая двигателем Стирлинга, как показывает практика, почти прямо пропорциональна среднему давлению цикла. Поэтому, чтобы получить высокие значения абсолютной и удельной мощности, давление в двигателе должно составлять 10—20 МПа. Такие высокие значения давления создают специфические проблемы при проектировании двигателей. Особую трудность представляет решение проблем, связанных с
— герметизацией рабочего тела;
— напряжениями в теплообменнике;
— нагрузками на подшипники и детали механизма привода.
Поскольку величина давления влияет на развиваемую мощность, управление изменением давления позволяет регулировать крутящий момент двигателя.
2. КПД двигателя Стирлинга может достигать 65—70 % КПД цикла Карно при современном уровне проектирования и технологии изготовления. КПД двигателя почти не зависит от скорости двигателя при условии, что температура в трубках нагревателя не изменяется во всем диапазоне рабочих режимов шигателя и температура в холодильнике не возрастает. Температуру в трубках нагревателя следует поддерживать на возможно более высоком уровне. При повышении температуры о 1 а ж дающей жидкости на один градус КПД двигателя падает на О. Г» %. Вследствие непрерывного воздействия высоких темпе - paip i. Tiя обеспечения длительного срока службы требуются ш.|( <h iIкачественные сплавы.
.1 IЬ рабочие объемы (мертвый объем) в двигателе Стир - пмна I сорстичееки могут быть сведены к нулю, однако на практкг они достигают 50 % внутреннего объема, занимаемого га юм Такая величина мертвого объема необходима для разме - щення теплообменника и обеспечения достаточной плошали поверхности теплообмена. Мертвый объем снижает выходную мощность двигателя; влияние же его величины на КПД двигателя неоднозначно и зависит от местоположения этого объема. Изменением мертвого объема при работе двигателя можно регулировать вырабатываемую мощность.
4. С увеличением рабочего объема возрастает выходная мощность двигателя при условии, что давление и температура постоянны. Не существует никакой эмпирической зависимости, связывающей рабочий объем и выходную мощность. Заданный рабочий объем обеспечивается при отношении диаметра цилиндра к ходу поршня, близком к 2, что дает оптимальное соотношение между потерями на теплопередачу и на трение в уплотнениях.
5. С ростом скорости двигателя потери на сопротивление газа (аэродинамическое сопротивление) приобретают решающее значение, поскольку они пропорциональны квадрату скорости. Для уменьшения этих потерь в качестве рабочего тела используют газы с малой молекулярной массой, такие, как гелий и водород. Однако предотвращение утечки этих газов, в особенности водорода, весьма затруднительно, поскольку водород обладает свойством диффундировать сквозь металлические стенки.
6. Для обеспечения стабильности выходной мощности изменения объема полости расширения должны опережать измене- нения объема полости сжатия. Для получения оптимальной выходной мощности это опережение должно соответствовать фазовому углу 90°. При таком значении фазового сдвига необязательно достигается оптимальный КПД или фазовый сдвиг 90° между сочленениями поршень — кривошип, поскольку этот сдвиг зависит от конфигурации двигателя. Из-за необходимости обеспечивать такой фазовый угол может затрудниться механическая балансировка двигателя.
7. Выбор рабочего тела зависит исключительно от конкретного назначения двигателя, поскольку один и тот же КПД можно получить безотносительно к рабочему телу при условии, что конструкция двигателя оптимальна по отношению к выбранному рабочему телу. Однако для получения более высоких удельных мощностей требуются более легкие газы.
8. Двигатель Стирлинга по своей природе обладает низким уровнем шума. Механический и аэродинамический шумы этого двигателя существенно ниже, чем у его конкурентов. Однако, чем выше давление цикла, тем выше шум, вызываемый работой двигателя. По сравнению с сопоставимым дизельным двигателем уровень аэродинамического шума двигателя Стирлинга ниже на 18 дБ. Основными источниками шума современных двигателей Стирлинга являются синхронизирующие зубчатые колеса и нагнетатель воздуха. Двигатели «Флюидайн» имеют весьма низкий уровень шума, однако свободнопоршневые двигатели могут быть чрезвычайно шумными при некоторых режимах работы.
9. В двигателях Стирлинга можно использовать источники энергии, не производящие никаких загрязняющих атмосферу выбросов. Даже при использовании природных топлив присущий этим двигателям устойчивый процесс горения позволяет значительно понизить уровень концентрации токсичных веществ, выбрасываемых в атмосферу, по сравнению с уровнями концентрации таких веществ, выбрасываемых другими двигателями, при условии, что предусмотрены специальные меры для снижения температуры ниже порога образования окислов азота. Автомобильный двигатель Стирлинга является в настоящее время единственной энергосиловой установкой, удовлетворяющей жестким стандартам штата Калифорния по допустимым уровням содержания токсичных веществ в автомобильных выбросах, намеченным к введению в 1985 г.
10. Доля энергии цикла, которая отводится через холодильник, в двигателе Стирлинга на 60 250 % выше, чем в обычных поршневых двигателях. Чтобы справиться с такой тепловой нагрузкой, необходимы радиаторы больших размеров. В тех случаях, когда установка предназначена для использования всех видов вырабатываемой энергии, это может дать двигателю Стирлинга дополнительные преимущества.
11. Энергосиловая установка автомобиля с двигателем Стирлинга имеет большие перспективы с точки зрения устранения выбросов, загрязняющих окружающую среду, уменьшения расхода топлива и соответственно снижения затрат на эксплуатацию В ближайшем будущем, однако, такая энергосиловая установка будет еще излишне тяжелой и дорогой в изготовлении. В период до 1990 г. автомобильный двигатель Стирлинга вряд ли составит серьезную конкуренцию усовершенствованному двигателю. работающему по циклу Отто, однако применительно к грузовым автомобилям его конкурентоспособность может оказаться более высокой. Действующие в настоящее время в США программы совершенствования двигателя Стирлинга имеют достаточные шансы на успех в области проектирования, однако шансов на коммерческий успех у них несколько меньше.
Ознакомимся теперь с рабочими характеристиками этого класса тепловых двигателей и влиянием, которое оказывают эти характеристики на требования к конструкции двигателей, предназначенных для практического использования. Анализ этих характеристик позволит понять, почему в настоящее время вновь возник интерес к двигателям Стирлинга. Прежде чем приступить к анализу характеристик двигателя, заметим, что все рассматриваемые здесь результаты получены при испытаниях двигателей в рабочих режимах. Наш опыт показывает, что в некоторых публикациях невозможно понять, каким способом получены характеристики двигателя — измерены ли они или рассчитаны. Если расчет сделан на основе достоверной модели и с помощью ЭВМ, то между расчетными и экспериментальными данными не будет больших различий. К сожалению, так бывает не всегда. Поэтому, когда мы сочтем целесообразным более полно осветить такие конкретные случаи и аномалии, мы будем сравнивать их с идеальными характеристиками. Тенденции совершенствования рабочих характеристик, значения параметров и характеристики, получаемые в идеальном цикле и практически достижимые при современном уровне конструирования, рассматриваются в гл. 2. В настоящей главе рассматриваются характеристики, связанные с фундаментальными термодинамическими параметрами — давлением и температурой.