Некоторые нетрадиционные источники энергии для двигателей Стирлинга
Одной из особенностей двигателя Стирлинга, отличающей его от других тепловых машин с возвратно-поступательным движением, является его способность работать на любом источнике энергии, обеспечивающем подвод тепла при соответствующей температуре. К сожалению, лишь немногие из существующих и экономически оправданных источников тепловой энергии сравнимы по величине производимого ими теплового потока с природными ископаемыми топлнвами, и поэтому основное внимание уделялось использованию именно этих топлив. Однако в тех случаях, когда нужно использовать двигатели, работающие не в воздушной окружающей среде (например, на морских глубинах или в космосе) и когда выгодно иметь тепловой механический двигатель, становится целесообразно использовать двигатель Стирлинга с нетрадиционным источником энергии. Фирмы «Дженерал моторе» [1] и «Филипс» [2] проводили исследования работы таких установок в 60-е годы и начале 70-х годов. Необходимость снижения загрязняющих выбросов в атмосферу наземными транспортными средствами является еще одной причиной рассмотрения нетрадиционных топлив. Однако основной причиной проведения таких исследований в настоящее время являются насущные проблемы транспортировки углеводородных топлив, цены на них и ограниченные запасы таких топлив.
Утверждается, что двигатель Стирлинга способен работать на любом топливе, но, как указывалось ранее, это применимо ко всему классу таких машин, а не к отдельному двигателю, хотя обычно машина, спроектированная для работы на жидком топливе, может работать на самых различных его сортах 13]. Машина будет способна работать на многих топливах, если практически реализуется принцип аккумулирования тепловой энергии. Тепловые аккумуляторы являются одним из определяющих факторов успешного коммерческого применения двигателя Стирлинга. Так как совместно с тепловыми аккумуляторами (а в некоторых случаях только с ними) могут использоваться многие нетрадиционные источники энергии, приведем краткое описание таких систем.
Из многих видов нетрадиционных источников энергии три наиболее подходят для применения в будущем. Их мы и рассмотрим в этой главе. Такими источниками являются: а) энергия, выделяемая при сжигании металлов; в) энергия радиоактивных изотопов; в) солнечная энергия. Первые два особенно перспективны для подводных применений как в мирных, так и в военных целях. Использование придонных ресурсов океана существенно возросло за последнее десятилетие. Но весьма неудовлетворительные характеристики имеющихся аппаратов для подводных исследований в значительной степени препятствуют успешному проведению работ по изучению, обследованию и эксплуатации нижних слоев океана. Двигатель Стирлинга представляется удачным решением этой сложнейшей проблемы, а морские испытания погружаемого аппарата фирм «Юнайтед Стирлинг» и «Комекс» (рис. 1.140), без сомнения, будут положительно восприняты всеми, кто работает в области освоения океана.
В будущем будет также использоваться энергия радиоактивных изотопов и солнечного излучения. Системы двигатель Стирлинга — электрический генератор, работающие на этих источниках. будут снабжать энергией отдаленные районы или места, где стоимость системы распределения электрической энергии слишком высока. Использование этих специфических источников энергии совместно с двигателем Стирлинга не представляет нового решения, поскольку такие системы уже построены и испытаны. Опыт эксплуатации двигателя Стирлинга, работающего на энергии радиоактивных изотопов, очевидно, является самым продолжительным по сравнению с другими энергетическими установками Стирлинга. Но большая часть последних более безопасна и к ним не предъявляются столь строгие требования при эксплуатации.
В настоящей книге не представляется возможным дать полное рассмотрение или описание этих различных систем. Поэтому совместно с приведенным материалом, который следует считать вводным, будут, как и ранее, даны ссылки на соответствующую литературу, из которой читатель сам при желании может получить необходимую информацию. Лишь немногие специалисты, работающие с двигателем Стирлинга, накопили непосредственный опыт работы с этими нетрадиционными источниками энергии; естественно поэтому, что приведенное рассмотрение основано исключительно на информации из имеющейся литературы.