МЕТОДЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАСЧЕТА КОНСТРУКЦИИ
Проектирование двигателя Стирлинга следует выполнять в несколько стадий, причем каждая последующая стадия основана на более строгом математическом подходе, так что порядок действий подобен показанному на рис. 3.1. В зависимости от целей и задач конкретного исследования отдельные стадии можно исключить. Если рассматривается осуществимость новой концепции пли новой конструкции, необходимые расчеты можно провести с помощью простых приближенных соотношений, чтобы проверить работоспособность системы. В некоторых случаях на этой стадии предварительной проработки может потребоваться более подробная информация, чтобы иметь возможность провести сравнение с уже созданными энергосиловыми установками, не работающими по циклу Стирлинга. Таким образом, стадия предварительного расчета может быть единственным этапом, а может стать начальной ступенью длительного процесса проектирования. Что бы ни требовалось, весьма вероятно, что будет задана требуемая выходная мощность при определенной скорости вращения вала.
Как уже отмечалось в начале этой главы, имеются некоторые приближенные методы, с помощью которых можно определить основные особенности конструкции, и в настоящее время получены некоторые масштабные коэффициенты [69, 70]. Однако на стадии предварительного расчета потребуются дополнительные подробные данные для более полной оценки характеристик предложенной системы. Затем эти данные используются в качестве исходных для более точных анализов и расчетов. Чтобы определить рабочие характеристики, требуется знать следующие параметры:
1) рабочие температуры;
2) давление;
3) рабочие объемы;
4) величины мертвых объемов;
5) число цилиндров.
Двигатели модификации альфа, как правило, развивают более высокую выходную мощность по сравнению с двигателями других модификаций. Поэтому мы рассмотрим именно эту модификацию, чтобы на ее примере продемонстрировать основные особенности предлагаемого метода предварительного расчета конструкции. Во-первых, нужно знать требуемое значение КПД и с помощью соотношения для оптимального КПД псевдоцикла (2.20) найти отношение температур. Чтобы рассчитать это отношение, необходимо знать эффективность регенератора, но получить эту величину на основании анализа теплообмена невозможно вследствие отсутствия соответствующих экспериментальных данных. Тем не менее, если эффективность регенератора меньше 0,90, то двигатель не будет работоспособным, и поэтому указанное значение можно считать наименьшей допустимой величиной, которую следует использовать при определении отношения температур.
Чтобы найти максимальную и минимальную температуры, зная их отношение, необходимо определить одну из них, и это определение несколько произвольно, хотя и должно удовлетворять некоторым ограничениям. Максимальная температура ограничена предельной величиной для применяемого конструкционного материала (обычно нержавеющей стали), в то время как минимальная температура не ограничена подобным образом, но будет зависеть от условий работы двигателя. При исследовании прототипа двигателя минимальная температура должна быть возможно более низкой, поскольку требуется получить наилучшие рабочие характеристики. Так как обычным охладителем является вода, разумно выбрать минимальную температуру равной 300 К. Однако следует подчеркнуть, что эти значения представляют собой температуры рабочего тела, а не температуры нагревателя и холодильника.
При проектировании двигателя обычно ставят задачу получить требуемую выходную мощность при ограниченных значениях максимального давления и рабочего объема. Можно проектировать двигатель, задавшись целью наиболее эффективно использовать ограниченную массу рабочего тела, но такую цель обычно ставят лишь в том случае, когда намереваются усовершенствовать удачный прототип. С помощью метода Шмидта можно найти параметр мощности $Ys, связывающий мощность, давление и рабочие объемы:
WTS = WT/(pmaiiVST), (3.98)
Или, применяя параметры цикла (приложение А), получаем
IF/ — 6<' -5) Я Sin 0(1 -6)ш QQ
Wts - (, + K + X) (1 + б)"' [1 + (1 - 62П • '
Как нетрудно видеть, требуется исследовать множество комбинаций параметров, чтобы получить оптимальную величину WTs при заданном отношении температур. Заметим, что параметр мощности представляет собой модифицированное число Била, и поэтому выражение для числа Била можно скомбинировать с соотношением (3.99), чтобы найти значения k, X, б и т. д. и получить величины требуемых параметров, типичные для современных машин. Соотношение (3.99) было подробно исследовано Уокером [4], который получил серию рабочих
диаграмм, особенно полезных на стадии предварительного расчета. Эти диаграммы в несколько модифицированной форме представлены на рис. 3.7. Зная максимальную температуру (в полости расширения), можно найти параметр мощности WTs при
Оптимальных условиях работы. Кроме того, можно определить фазовый угол объемов а и отношение рабочих объемов K. Однако, чтобы найти эти значения, необходимо задать относительный мертвый объем X. Величину X приходится выбирать произвольно, однако данные, представленные в табл. 2.4, позволяют найти наиболее подходящие значения.
Мы выбрали в качестве примера модификацию альфа двигателя, но порядок действий одинаков для двигателя любой модификации. Конструкцию свободнопоршневых двигателей и двигателей «Флюидайн» также можно рассчитывать с помощью аналогичного метода при наличии рабочих диаграмм такого же типа. В настоящее время не имеется подобных диаграмм для «мокрого» двигателя «Флюи дайн», но представленные диаграммы применимы для «сухого» варианта. Уиатт-Мейер и Берчовиц [19] получили рабочие диаграммы для свободнопоршневых двигателей типа машины Била и харуэллской машины.
|
1 |
|||||||||
= 0,5 |
1 [ |
||||||||
1 |
|||||||||
«----- |
Hk |
||||||||
Т 1,5 |
|||||||||
1.0 |
300 1000 3000 Температура с полости расши рения, К |
О |
Рис. 3.7. Рабочие диаграммы Уокера [4]. ^Vs — параметр мощности; а — фазовый Угол объемов; k—отношение рабочих объемов. |
Предварительный расчет позволяет определить значения суммарного рабочего объема и отношения рабочих объемов, а зная эти величины, можно найти суммарные объемы полостей сжатия и расширения. Однако эти объемы можно реализовать при использовании одного цилиндра или нескольких цилиндров и самых различных механизмов привода. Для компактных двигателей очень полезны данные фирмы «Дженерал моторе» [71], позволяющие определить относительные размеры двигателя с
различными механизмами привода (рис. 3.8). По данным фирмы нельзя найти число цилиндров и нельзя рассчитать аналитически, нужно ли применить двигатель простого или двойного действия. Необходимо знать требуемое значение выходной мощности для одного цилиндра или на единицу объема, и тогда можно найти число цилиндров и тип действия.
Чтобы проиллюстрировать порядок предварительного расчета, приведем численный пример. Заданы следующим образом технические условия двигателя:
Вода 15 кВт 33% 1500 об/мни |
Тип двигателя Модификация альфа с кривошип
Но-шатунным механизмом ири -
Выходная мощность КПД
Скорость вращения вала
При требуемом значении КПД, равном 33%, согласно соотношению для псевдоцикла, индикаторный КПД будет равен 33-1/0,75 = 44 %, где коэффициент 0,75 учитывает механическое несовершенство системы привода. С помощью диаграммы типа представленной на рис. 2.5 при эффективности регенератора 0,93 находим отношение температур, равное 0,3; следовательно, при температуре холодного газа 300 К температура горячего газа ТЕ будет равной 300/0,3 = 1000 К, и, применяя рабочие диаграммы Уокера при относительном мертвом объеме 1,5, получаем следующие значения параметров: $Vs = 0,14, а — = 97,2°, K = 0,88
Согласно техническим условиям, выходная мощность должна составлять 15 кВт при скорости вращения 1500 об/мин, т. е. работа, производимая в течение одного оборота, должна быть равна 15-60/1500 = 0,6 кВт. В таком случае из соотношения (3.99) получаем?)
Р«.х^ет = 0,6/0,14 = 4,286, (3.100)
Причем величина ртах выражена в килопаскалях, a Ksr — в кубических метрах.
Если выразить давление в мегапаскалях, a Fsr — в кубических сантиметрах, то правую часть соотношения (3.100) нужно умножить на 1000. Прежде чем продолжить расчеты, следует указать, что величина VPTS была получена на основании метода Шмидта, в котором не учитываются потери. Требуемая выходная мощность рассматриваемого двигателя 15 кВт; расчетное значение индикаторной мощности, найденное методом Шмидта, обычно втрое больше мощности на валу, и, следовательно, найденную числовую величину нужно умножить на 3, получая в результате ртах (МПа)X Vsr (см3) = 12,858. Ясно, что существует бесконечное множество комбинаций давления и объема.
2,5 |
Которые дают требуемую величину их произведения. Чтобы проиллюстрировать характеристики конструкции, в табл. 3.8 представлена серия возможных комбинаций при изменении максимального давления цикла от 20 до 1 МПа.
Выбор комбинации зависит от конкретного применения двигателя; например, если двигатель предназначен для коммерческого использования, величина максимального давления цикла должна составлять, вероятно, 10—20 МПа, для научных ис-
Таблица 3.8. Примеры возможных комбинаций давления и объема
|
Следований 5—20 МПа, для обучения 1—5 МПа. Следовательно, если нужно разработать двигатель для коммерческого использования, являющийся конкурентом дизелю, то это должен быть двигатель двойного действия с давлением 15—20 МПа. Поскольку выбран принцип двойного действия, необходимы по меньшей мере три цилиндра. Требуемый фазовый угол объемов 97,2° может обеспечить кривошипно шатунный механизм, так как механизм привода с косой шайбой не подходит из геометрических соображений для такого угла.
Четырех - или шестицилиндровые двигатели, как мы видели, облегчают балансировку. Поэтому в нашем примере можно использовать четырехцилиндровый двигатель двойного действия с давлением 20 МПа. Следовательно, объем полости расширения равен 342/4 = 85,5 см3, а диаметр цилиндра и длина хода поршня, рассчитанные по формулам (3.12) и (3.13), составляют соответственно 6,02 н 3,0 см. Радиус кривошипа равен половине хода поршня, т. е. 1,5 см. С помощью табл. 3.7 можно найти основные габаритные размеры двигателя: высота = = 11,5S = 34,62 см; ширина картера = 3S = 9,03 см; длина картера = 3SNc = 36,12 см.
Если ту же самую методику применить к полости сжатия, то, поскольку отношение рабочих объемов равно 0,88, значения диаметра цилиндра и длины хода для полости сжатия будут отличаться от соответствующих расчетных значений для полости расширения. В двигателе двойного действия это недопустимо. Вспомним, однако, что в двигателе двойного действия шток поршня проходит через полость сжатия и, таким образом, уменьшает ее объем, хотя и не столь сильно, чтобы отношение объемов стало равным 0,88. Рассуждая от противного, найдем диаметр штока поршня, при котором достигается требуемое отношение объемов:
23 Зак. 839
/
И в нашем примере получим йшток = 2,1 см. Эта величина великовата, но позволяет получить представление о предъявляемых требованиях.
Ситуация несколько облегчается, поскольку в двигателях высокого давления используется поршень с головкой типа «Хейландт», имеющей полусферическую форму, что вызывает уменьшение объема полости расширения (рис. 3.9) и, следовательно, уменьшение требуемого диаметра штока.
При определении необходимых размеров предполагалось, что термодинамическая мощность, рассчитанная методом Шмидта, должна быть втрое больше мощности на валу. По завершении
Незанятый объем
П
|
Рис. 3.9. Влияние головки поршня типа «Хейландт» на объем.
Предварительного расчета можно проверить правильность принятого подхода с помощью соотношения Била (3.2). Для этого необходимо знать среднее давление цикла, которое можно определить с помощью метода Шмидта по следующему соотношению, связывающему максимальное и среднее давления:
Рср = Ртах (тт!)05' (3.102)
Гпе, (^ + 2fegcosa+fe2)0-5
Д Ј + fe + 4Xg/(Ј+I) •
В нашем примере 6 = 0,645, рсР=9,3 МПа. Поскольку число Била вычислено, можно применить соотношение Била, получая в итоге
4 • 0,019 ■ 9,3 • 75,2 • 1500 6000
R. t ■ U, U1» ■ • /0,2 • li3UU, ог, г> п
Рв=------------------ ^---------------- =13,29 кВт.
Требуемая выходная мощность равна 15 кВт, и, следовательно, спроектированную систему уже можно считать удовлетворительной. Таким образом, применяя очень простой метод, можно получить много ценных результатов. Осталось только выбрать рабочее тело. Этот выбор в большой степени определяется назначением двигателя Все факторы, которые нужно учесть при этом, подробно рассматриваются в работе Мартини [18]. В наш^м примере выбор определяется общими рабочими характеристиками; при требуемой скорости вращения приемлемы все три обычных рабочих тела—воздух, гелий и водород. Мы бы рекомендовали делать окончательный выбор после следующей стадии проектирования.
Описанный метод не является универсальным, он лишь служит примером того, как можно получить основные данные с помощью элементарных соотношений. Полученная информация позволяет оценить реализуемость предлагаемой схемы двигателя или составить основу для следующей стадии расчета, описанной в следующем разделе.