МАТЕРИАЛЫ
При создании небольших демонстрационных моделей можно использовать почти все теплостойкие материалы, но для прототипов, особенно для двигателей высокого давления, выбор материалов надо проводить с большой осторожностью. Не представляется возможным перечислить все подходящие материалы. Тем не менее укажем типы материалов, которые следует применять при грамотном конструировании и изготовлении прототипа двигателя Стирлинга. Существует два элемента этого двигателя, для которых выбор материала является критическим фактором — уплотнения и регенераторы. К сожалению, в известной справочной литературе имеется очень мало сведений по этому вопросу. Материалы уплотнений уже рассмотрены в гл. 1, и поэтому здесь будут приведены лишь некоторые данные по материалам регенераторов [23, 26, 27].
Ранее были рассмотрены условия и параметры окружающей среды, при которых должны работать материалы двигателя Стирлинга, и поэтому далее будут приведены лишь сами материалы. Стоимость материалов, используемых в существующих прототипах двигателя Стирлинга, составляет значительную часть общей стоимости машины. Это естественно для процесса создания двигателя, но не соответствует условиям производства. Поэтому и ведутся исследования по выбору материалов, являющихся более дешевыми заменителями уже существующих и используемых материалов. Последние приведены в табл. 4.4'. Они, возможно, и не являются наилучшими по всем показателям, но главное — они отвечают своему назначению.
Таблица 4.4
Элемент
Блок цилиндра Головки цилиндров
Трубки нагревателя
Поршни
Шток поршня
Трубки холодильника Регенераторы
Кривошип, шатуны Корпуса подшипников
Картер
Корпус горелки для ископаемого топлива
Уплотнения Смазка
Материал
Чугунная отливка
Суперсплав на основе никеля (инко - нель 718)
Суперсплав на основе кобальта (хей - нес стеллит 31, Н531)
Нержавеющая сталь (малтимет N-155, инколой 800, 304S, 321S)
Нержавеющая сталь глубокой вытяжки (малтимет, 304S, 321S)
Упрочненная легированная сталь (SAE 7140 и др.)
Нержавеющие стали, алюминиевый сплав
Проволочная сетка из нержавеюшей стали; пенометалл с никелевым покрытием
Чугун с шаровидным графитом в литой структуре
Стальные вкладыши с покрытием из алюминия и олова
Чугунная отливка
Листовая сталь
Углеродные волокна с полимерным наполнителем
20W40 или 20W50, SAE5W
Для двигателей малой мощности, работающих при существенно меньших давлениях и температурах, вместо нержавеющих сталей во многих случаях можно использовать низкоуглеродистую сталь, алюминий и латунь. Для регенераторов можно также использовать проволочные сетки из латуни и
Фосфористой бронзы. Цилиндры в некоторых моделях изготовлены из высокотемпературного стекла.
«Флюндайны» могут быть изготовлены из стекла, термопластов или даже из подходящих сортов твердой древесины. При более высоких рабочих температурах в «Флюидайнах» «сухого» типа требуются металлические материалы. В свободнопоршневых машинах применяются те же материалы, что и приведенные в табл. 4.4. В некоторых случаях для двигателей Стирлинга всех типов можно применять не столь экзотические и дорогие материалы, но при условии, что на них нанесено соответствующее покрытие, например из хрома.
Основные проблемы возникают обычно при выборе материалов для уплотнений и регенераторов. По мнению авторов, полезно обсуждать эти вопросы с производителями и поставщиками материалов, которые могут предложить или рекомендовать материал, когда сформулированы предъявляемые к нему требования. В книгах [13, 26] приведены названия и адреса соответствующих фирм. В Великобритании пенометалл для регенераторов выпускает фирма «Данлоп» (Ковентри), а материалы для уплотнений из политетрафторэтилена (такие, как рулон и кросслон) выпускает фирма «Кроссли» (Болтон).