КПД системы
Аналогичное приближенное соотношение предложено и для эффективного КПД двигателя. Насколько нам известно, это соотношение впервые было опубликовано в отчетах фирмы «Юнайтед Стирлинг» и затем приводилось в нескольких других статьях. Это соотношение является, по существу, более точным выражением КПД, определенного формулой (1.7). Чтобы легче было опознать это соотношение, мы назвали его соотношением Мальмё:
Ris = VtsKC^B*] ЛИЛ. (3.6)
Где Ал — коэффициент ослабления; Кс — коэффициент Стирлинга; r]7-s — термодинамический КПД; цв — КПД источника тепла; ■цм — механический КПД.
Параметр Ад представляет собой коэффициент, учитывающий снижение КПД двигателя, определенного формулой (1.7), из-за наличия в системе вспомогательных устройств. Например, в насосах величина Аа около 0,7, в то время как в электрических генераторах величина Аа представляет собой КПД генератора и обычно больше 0,9.
Для автомобилей Ал = 0,85 -4- 0,9. Коэффициент Стирлинга Кс, иногда называемый коэффициентом Карно [8], выражает долю КПД идеального цикла, которую можно получить прн современном уровне технологии. Параметры rje и гм были определены ранее. Соотношение Мальмё можно обобщить, если учесть числовые значения входящих в него параметров. В табл. 3.3 представлены диапазоны известных числовых значений этих параметров для разработанных к настоящему времени двигателей.
Таблица 3.3. Диапазоны значений параметров, входящих в соотношение Мальмё
|
Если все эти коэффициенты объединить, то получится соотношение вида
Г1эфф = А'£%5. (3.7)
Где Ке — суммарный эмпирический коэффициент. Согласно результатам, представленным в табл. 3.3, величина Ке составляет 0,3—0,68. Этот вывод согласуется с теми значениями, которые приведены на рис. 1.111.