Изменение объема в цикле
Чтобы получить идеальные термодинамические характеристики двигателя Стирлинга (с точки зрения процессов, отраженных на р—"[/-диаграмме), изменение объема полостей расширения и сжатия нужно осуществлять дискретно (рис. 1.15). Для такого изменения объема требуется, чтобы поршень двигался прерывисто, как показано на рис. 1.16; для механически связанных элементов конструкции это требование практически невыполнимо. Применяя кулачковые толкатели и зубчатые передачи с циклоидным зацеплением, по-видимому, можно создать приводной механизм, обеспечивающий почти дискретное движение [55], но такая система, наверняка, будет представлять чисто академический интерес.
Отклонение от идеализированного движения оказывает совершенно определенное, выражаемое количественно влияние на характеристики двигателя Стирлинга (рис. 2.16). Однако при конструировании приводных механизмов этот фактор не всегда учитывается: значительно большее внимание уделяется простоте изготовления, балансировке, надежности, влиянию трения и т. п. Выбор механизма привода с учетом указанного фактора требует, конечно, наибольших затрат, но возможность увеличить выходную мощность двигателя, правильно сконструировав привод, может заслуживать серьезного внимания в некоторых практических приложениях. Этот вопрос обсуждался в работе Ридера и др. [58].
Рассмотрим теперь закономерности изменения объема при использовании в современных двигателях Стирлинга различных приводных механизмов и сравним их с идеальными характеристиками. Кроме того, сравним реальное движение поршня с синусоидальным движением. Такое сравнение полезно, поскольку классический анализ двигателя Стирлинга — метод Шмидта [56] — позволяет получить решения в замкнутом виде, если принять предположение о синусоидальном движении. Это очень удобный аналитический метод, поскольку при исследовании системы достаточно рассмотреть только рабочий объем, а не все характеристики приводного механизма. Однако приближение синусоидального движения часто используют необоснованно и поэтому неправильно описывают движение поршня. Например, движение ромбического приводного механизма нельзя описать с помощью предположения о синусоидальном движении [57, 58].
Вначале будут рассмотрены соотношения, описывающие движение поршня при использовании различных механизмов привода, а затем полученные зависимости будут сравнены с соответствующими характеристиками для идеального случая и для случая синусоидального движения. Кроме того, эти соотношения будут использованы в качестве основы для некоторых расчетных методов, рассмотренных в гл. 3. В процессе сравнения будут описаны только общие тенденции, поскольку для каждого' типа приводного механизма возможны различные комбинации радиуса кривошипа и длины шатуна, обеспечивающие один и гот же рабочий объем.