Двигатели двойного действия
Принципы работы двигателей Стирлинга двойного действия уже были описаны в разд. 1.4. Несмотря на то что предлагаюсь много вариантов двигателей двойного действия, все они, но существу, могут быть разделены на два вида: «квадратная ■им верка» и обычные рядные двигатели. Хотя и рассматривались двигатели двойного действия свободнопоршневого типа и пша «Флюидайн» и в этой области проведена определенная конструкторская и экспериментальная работа, нельзя утверж - |.пь, что совершенствование этих двигателей продвинулось до - ( I лточно далеко.
I (зобретение двигателя двойного действия связано с именем
< пменса [7] —знаменитого английского инженера XIX в., однако заслуга повторного открытия и усовершенствования этого мшгателя принадлежит Рини — одному из первых исследовате - Ii Ii фирмы «Филипс», занявшихся двигателями Стирлинга [25]. Г. полне вероятно, что без «вторичного изобретения» двигателя
< шрлинга двойного действия не существовало бы и многих к пствующих в настоящее время программ по совершенствованию таких двигателей.
Рини и группу исследователей фирмы «Филипс», если суши, по имеющимся публикациям, в наибольшей степени интересовала конфигурация «квадратная четверка» (рис. 1.60). 11 и самом деле, за исключением объединения MAN-MWM (ФРГ), все другие изготовители двигателя Стирлинга проявили
I'm* I (И) Лит а к'.н. «квадратная четверка». (С разрешения фирмы «Юнайтед ( I пр ими » п ЛП'11.) |
Рис. 1.61. Двигатель 4-215 совместного производства фирм «Форд» и «Филипс». (С разрешения фирмы «Форд моторе».) б—продольный разрез; б общий вид силовой установки. |
Рис. 1.62. Принципиальная схема двигателя V4X. (С разрешения фирмы «Юнайтед Стирлинг», Мальмё.) |
I'iic. 1 .()•'!. Общин вид двигателя V4X. (С разрешения фирмы «Юнайтед Стир - .чнш», Мальмё.)
Наибольший интерес именно к этому виду двигателей из-за присущей ему конструктивной симметрии. Однако фирма «Дженерал моторе» исследовала и другие виды двигателей. В первоначальном варианте квадратной четверки использовался привод типа «косая шайба», и работы по совершенствованию двигателя с таким приводом продолжались с 1966 по 1978 г., когда фирма «Форд» (США) прекратила работы по программе автомобильных двигателей Стирлинга. Последний двигатель 4-215, созданный по этой программе, показан на рис. 1.61. Этот двигатель развивал мощность 130 кВт и предназначался для установки на автомобили среднего класса (так называемые семейные автомобили). Как видно из продольного разреза и общего вида двигателя (рис. 1.61), расположение цилиндров по принципу квадратной четверки позволяет использовать один общий источник нагрева; вся конструкция получается весьма компактной и выглядит достаточно привлекательной.
Самыми совершенными и наиболее широко производимыми двигателями Стирлинга двойного действия являются двигатели серии Р фирмы «Юнайтед Стирлинг» (Мальме. Швеция). Первоначально приводной механизм имел V-образную конфигурацию с одним коленчатым валом, как показано на схематическом наброске двигателя V4X (рис. 1.62). Фотография двигателя приведена на рис. 1.63. Однако этот двигатель был вытеснен двигателем с U-образной конфигурацией кривошипного привода.
Эта конфигурация приводного механизма с двумя коленчатыми валами была предложена Рикардо (Великобритания). Она дает возможность поршням двигаться строго перпендикулярно, что уменьшает боковые силы, действующие на уплотнения поршня и штока поршня. Двигатели выпускаются в двух размерных вариантах: Р-40 (рис. 1.64) и Р-75, развивающих мощность 40 и 75 кВт соответственно. Двигатель Р-40 в модификации ASE Modi будет иметь номинальную мощность, превышающую 60 кВт [26].
Конструкторы объединения MAN — MWM основное внимание уделяли рядным двигателям, хотя ими был построен и небольшой «квадратный» двигатель с двумя коленчатыми валами, развивавший мощность 22 кВт. Объединение MAN — MWM предполагает построить серию 4—16-цилиндровых двигателей с мощностями, достигающими 300 кВт. Принципиальная схема двигателей этой серии показана на рис. 1.65.
В опубликованных материалах содержатся немногочисленные подробности, относящиеся к уже проделанной работе и совершенствованию более мощных двигателей, что объясняется, вероятно, спецификой области их предполагаемого применения [27].
It- |
Рис. 1.64. Двигатель Р-40. (С разрешения фирмы «Юнайтед Стирлинг», |
Вид: «-про™--., рц^г МЕ?
1 ' III 1 |
Цилиндр; 4 крейцкопф; о -' ,варите 1ьи И под гргватель; И -нагреватель; J» «К» WKS&S. о-шюк иоршия; 16 уплотнение.
1ч .1 1К1|)ШИЯ.
Рис. 1.65. Рядные двигатели (объединение MAN — MWM) [7]. |
^рмыТфи™ГэйгИховГГИТСЛЬНЫХ РаЗМ6Р0В ДВИГаТеЛЯ" (С РЗЗР—
Единственный, еще не рассмотренный нами двигатель двойного действия, разрабатываемый в настоящее время,— это уравновешенный смешанный двигатель, предложенный фирме ТСА Финкельстайном [28] (фирма ТСА, Беверли-Хилс, шт. Калифорния) [28]. Авторы видели опытную установку по проверке принципов работы этого двигателя в 1978 г. на заводе в Лос - Анжелесе. Однако с тех пор не удалось получить ни подробных чертежей, ни фотографий. По фотографии (рис. 1.66) можно получить представление о реальных размерах силовых установок Стирлинга. Двигатели Стирлинга двойного действия имеют такие же размеры, как и двигатели Дизеля сравнимой мощности.