ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ РОСТ ИНТЕРЕСА К ДВИГАТЕЛЯМ СТИРЛИНГА?
Двигатели Стирлинга существуют еще с прошлого века Некоторый интерес к этим двигателям проявляли и ранее, однако только в последнее время интерес к ним стал настолько активным, что, возможно, приведет к коммерческой выгоде их производства. Несомненно, что в настоящее время интерес к двигателям Стирлинга вызван их потенциальной экономичностью в расходовании топлива. Однако имеется много путей экономии топлива, удовлетворяющих нормативным требованиям, и двигатели Стирлинга должны иметь какие-то другие достоинства и преимущества, привлекающие к ним внимание. В основных чертах этот вопрос уже разбирался в разд. 1.6. В настоящем разделе достоинства двигателей Стирлинга будут проанализированы более подробно.
Достоинства этих двигателей и основные характеристики, их определяющие, известны уже давно. Поэтому простое перечисление свойств, вновь вызвавших повышение интереса к двигателям Стирлинга, не даст полного ответа на поставленный вопрос, и весьма важно, чтобы свойства двигателей Стирлинга были сопоставлены с требованиями, которые будут предъявляться в будущем к устройствам для получения механической энергии. Следует отметить, что интерес к альтернативным двигателям существовал с момента появления тепловых двигателей. В противном случае не был бы возможен прогресс таких источников механической энергии, применяемых в настоящее время, как газовые и паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием и воспламенением от сжатия, роторные двигатели внутреннего сгорания и т. д. Поскольку в XX в. социальные и технические требования с течением времени изменяются, это является постоянным стимулом поиска новых форм источников механической энергии. Двигатель Стирлинга не исключение. Поэтому, прежде чем детально анализировать положительные особенности двигателя Стирлинга с точки зрения существующих в настоящее время энергетических проблем, мы кратко коснемся тенденций, которые привели к повторному открытию этого двигателя.
Вплоть до середины 60-х годов основными направлениями исследований в области тепловых двигателей были снижение их стоимости и повышение надежности. Растущая озабоченность загрязнением окружающей среды выбросами тепловых и особенно автомобильных двигателей привела в конце 60-х годов к поиску двигателей, которые обеспечивали бы уменьшение вредных выбросов либо за счет совершенствования современных конструкций, либо за счет каких-то присущих новым двигателям особенностей протекания рабочего процесса, не ухудшающих рабочих характеристик и экономичности потребления топлива. Именно в это время возник и начал расти интерес к двигателям Стирлинга, особенно со стороны изготовителей автомобильных двигателей в США. Требования к топливной экономичности тогда еще не имели определяющего значения, и в целом было принято считать, что на современных двигателях допустимо снижение токсичности выбросов за счет некоторого ухудшения топливной экономичности. Двигатель Стирлинга открывал возможность выполнения требований стандартов, ограничивающих предельное содержание вредных веществ в выбросах, при сохранении желаемого уровня топливной экономичности. В 70-е годы в связи с энергетическим кризисом требования к топливной экономичности стали основными. Ситуация особенно обострилась в период нефтяного эмбарго 1973—1974 гг. В настоящее время наблюдается тенденция к разработке двигателя с уменьшенным выбросом вредных веществ в атмосферу при одновременном повышении топливной экономичности. При этом учитывается, что через некоторое время, возможно, потребуется переоборудование этих двигателей для работы на альтернативных топливах вместо ископаемых жидких топлив.
В свете трудностей, связанных с топливами, получаемыми из сырой нефти, четче выявились энергетические проблемы настоящего времени. Причины сегодняшних проблем возникли задолго до 1974 г., поскольку создание Уаттом паровой машины не только возвестило начало промышленной революции, но и заставило человека отвернуться от неограниченного, но ненадежного и слабого энергетического источника — солнечной энергии, на которую он до этого времени полагался, и начать эксплуатировать более концентрированные и стабильные источники энергии, зачастую весьма неэффективно и беспорядочно. Вследствие такой бесконтрольной эксплуатации источников энергии мир в настоящее время переживает «энергетический кризис», причинами которого являются как увеличение цены энергии, так и истощение ее источников. Количество материалов, богатых энергией, которые может получить потребитель (угля, нефти, газа и т. п.) в настоящее время, зависит от цены, которую он может заплатить. Однако доступность энергии не определяется полностью рыночными факторами, так как некоторые виды топлива служат средствами политического давления, а ресурсы получения топлива ограниченны. Следовательно, •страны, обладающие ограниченными собственными источниками энергии или со столь высоким уровнем потребления энергии, что самообеспечение их энергией становится затруднительным, сталкиваются с серьезными экономическими трудностями, связанными с высокими темпами инфляции и спадом производства, вызванными быстрым ростом стоимости энергии. Эта ситуация может стать еще более острой в ближайшем будущем, если учесть, что, как утверждают, к 2000 г. население земного шара удвоится, а стоимость энергии возрастет по меньшей мере в той же пропорции.
По мере роста стоимости энергии возрастали и усилия, направленные на поиск новых источников энергии и возобновление эксплуатации уже известных источников, которые ранее считались нерентабельными, на повышение КПД существующих преобразователей энергии и на разработку новых или альтернативных систем преобразования энергии. С преобразованием энергии связано и образование вредных выбросов, и, хотя это неизбежное следствие физических законов, человечество стало испытывать неудобства от возрастающего загрязнения атмосферы. Требование снижения этого загрязнения до приемлемого уровня было подкреплено во многих странах соответствующими законодательными мерами. К сожалению, методы, используемые для уменьшения выбросов, как правило, не повышают КПД преобразования энергии, часто увеличивают массу и сложность систем преобразования энергии и всегда повышают стоимость их изготовления. Проблема усложняется еще больше во многих конкретных приложениях, особенно в судоходстве, где в будущем предполагается использовать тяжолые углеводородные топлива, которые на существующих силовых установках вызовут еще более значительное выделение вредных выбросов в атмосферу.
В промышленном производстве многие процессы, например изготовление стекла, связаны с поглощением значительного количества энергии. Достаточно тревожна ситуация и в области производства энергии. Общество не может больше позволить себе быть столь нерасчетливым, и наше потребление энергии должно быть решительно изменено в сторону большей экономии.. Правда, это легче сказать, чем сделать, так как сточные воды промышленных предприятий, хотя и содержат энергию, но, как правило, при столь низкой температуре, что обычные устройства для получения механической энергии не могут ее использовать без повторного сжигания топлива.
Солнечная энергия, переставшая привлекать внимание после изобретения Уатта, сейчас вновь вызывает интерес. Разрабатывается новая технология производства солнечных элементов, однако эти элементы еще не вырабатывают энергии в таких масштабах, чтобы найти в настоящее время широкое практическое применение. Поскольку двигатель Стирлинга может использовать любой источник тепловой энергии, то, фокусируя солнечные лучи на головке цилиндра, можно получить устройство, преобразующее солнечную энергию в механическую. Прямое преобразование солнечной энергии в энергию на валу без устройств промежуточного преобразования энергии уменьшает как стоимость, так и сложность установки в целом.
С расширением масштабов использования богатств океанов росла и необходимость в постоянных источниках электроэнергии для электрических систем стационарных установок, работающих как на поверхности воды, так и под водой. Для выработки мощности порядка сотен киловатт наиболее совершенным агрегатом в настоящее время является авиационная газовая турбина, но для таких областей применения, как радиобуи, ретрансляторы связи, навигационные средства и гидрофоны, двигатели Стирлинга благодаря их автономности и способности работать на различных топливах подходят значительно лучше, чем обычные аккумуляторные батареи. Например, батарея емкостью 25 Вт-год имела бы массу, превышающую 1000 кг. Простые по конструкции солнечные двигатели Стирлинга и двигатели Стирлинга, использующие отработавшее тепло различных производственных процессов, весьма перспективны и заслуживают должного внимания. Применение этих двигателей вряд ли окажет существенное влияние на топливный баланс в мировом масштабе, однако в некоторых областях земного шара эффект будет достаточно ощутимым. Основной вклад двигателей Стирлинга в решение проблемы экономии энергии и повышения КПД ее преобразования может выразиться в использовании природных топлив, не требующих дорогих и сложных устройств по их очистке и перегонке. Правительства многих государств отдают себе отчет в том, что в будущем внутреннему наземному транспорту, прежде всего автомобильному, а также торговому флоту в числе первых придется столкнуться с резким снижением поставок высококачественного топлива. В некоторых странах все поставки жидкого топлива будут со временем прекращены и доступным для этих видов транспорта будет только твердое топливо. В таких условиях двигатели Стирлинга, работающие по замкнутому циклу, становятся особенно привлекательными
Таблица 1.25. Перспективы использования двигателей Стирлинга
Свойства двигателя Стирлинга, Возможные тенденции и требования отвечающие этим тенденциям
Н требованиям
Увеличение стоимости природного топлива
Истощение источников обычного топлива
Использование альтернативных топлив и источников энергии
Уменьшение вредных выбросов в атмосферу
Использование отработавшего тепла производственных процессов
Высокий КПД
Низкий расход топлива
Низкий расход смазочного масла
Способность работать на различных
Топливах То же
Низкий уровень шума Использование источников энергии,
Отличных от ископаемого топлива Полное сгорание ископаемых топлив
(в случае их применения) Способность работать при низких температурах рабочего цикла
Из-за присущей им независимости от источника получаемого тепла. Эти преимущества двигателей Стирлинга как с точки зрения ситуации, имеющей место в мире в настоящее время, так и с учетом будущих требований перечислены в табл. 1.25.
Будущее всегда неопределенно, и, хотя это и маловероятно, возможно, к концу десятилетия станут доступными богатые источники дешевого природного топлива, а требования стандартов на предельное содержание вредных веществ в выбросах будут снижены. При такой ситуации, несомненно, интерес к двигателям Стирлинга уменьшится.