Балансировка двигателя 4L23 фирмы «Дженерал моторе»
Это двухтактный двигатель с рядным расположением цилиндров, причем каждые четыре двигателя модификации альфа имеют сдвиг фазы кривошипа 90°. Для получения приемлемых балансировочных характеристик двигатель запускают в определенном порядке, как и двигатель внутреннего сгорания. Если цилиндры перенумеровать в порядке их расположения 1—2— 3—4, то порядок запуска, определенный поставщиками, будет следующим: 1—3—4—2—1. Это показано на рис. 2.27. Поскольку масса каждого элемента конструкции, состоящего из поршня со штоком, постоянна, силы FЬ F2, F3, F4, соответствующие отдельным массам, одинаковы по величине, но не по направлению. Однако сила /ч равна по величине п противоположна по
18 Зак. 839
направлению силе Fь аналогичным образом уравновешиваются силы F2 и f3, и, следовательно, первичные силы уравновешиваются (рис. 2.27). Чтобы определить величины моментов, рассмотрим произвольную ось, расположенную между цилпндра-
Первичные кривошипы |
Вторичные кривошипы' 1,4 Вторичные силы в |
1 |
Первичные силы |
Fi |
Вторичные моменты
J Ь
Первичные моменты |
■ft
/
Iil
Рис. 2.27. Балансировка миогоци - линдрового двигателя 4L23.
Рис. 2.28. Силы и моменты, возникающие при балансировке двигателя 4L23.
Ми 2 и 3. Расстояния до точек, расположенных слева от плоскости, проходящей через эту ось, будем считать отрицательными, справа — положительными. Цилиндры расположены равномерно, поэтому расстояния до цилиндров 1 и 4 равны —1,5/ и +1,5/ соответственно, а до цилиндров 2 и 3 равны — 0,5/ и +0,5/ соответственно, где / — шаг цилиндров. В вертикальной плоскости от цилиндра 1 будет действовать момент, направленный вверх и равный —1,5т(о2г/, а от цилиндра 4 — момент, направленный вниз и равный 1,5ти2г/. Если принять правило знаков, показанное на рис. 2.28, то результирующий момент равен 3mco2r/. Со-
Гласно аналогичным соображениям, момент в горизонтальной плоскости составляет MaPrl. В итоге результирующий первичный момент составляет У10тю2г/. Определение направления момента не имеет значения в нашем обсуждении. На рис. 2.28 показаны вторичные силы и моменты без умножения на общий для всех коэффициент со2. Там же показано положение воображаемых вторичных кривошипов, соответствующих реальным кривошипам, если бы они поворачивались на угол 2Ф вместо ф. Следовательно, сдвиг фазы между цилиндрами 1 и 4, равный для первичного кривошипа 180° (ф), теперь равен 360° (2Ф). Сдвиг фазы между цилиндрами 1 и 3, равный 90°, теперь становится равным 180° и т. д.
Единственным несбалансированным параметром для двигателя 4L23 является первичный момент, который создает продольный момент относительно центральной линии двигателя. Таким образом, использование многоцилиндровой рядной системы с определенным порядком запуска позволило существенно облегчить решение задачи балансировки двигателя с криво - шипно-шатунным механизмом привода. Сдвиг фазы по кривошипу между цилиндрами 1 и 4, а также между цилиндрами 2 и 3 равен требуемой величине 180°. Кроме того, если вместо одного вала кривошипа применить два вала со сдвигом фазы 180° при том же самом порядке запуска и связать их зубчатой или ременной передачей, то можно ожидать очень хорошей балансировки. Эта идея воплощена в механизме привода двигателя Р-40 с U-образным кривошипом.