Анализ, расчет и конструирование
Теоретические методы можно применять как для расчета характеристик рабочих процессов, так и для конструирования двигателя. Обычно в первом случае требуется более строгий подход, чем во втором. С помощью расчетных методов можно выполнить две задачи: оценить рабочие характеристики разрабатываемого двигателя и проанализировать работу созданного двигателя с целью его усовершенствования. И расчет, и конструирование опираются на численные методы. Чтобы выбрать оптимальную конструкцию двигателя Стирлинга, приходится исследовать порой тысячи комбинаций рабочих и геометрических характеристик, а для получения необходимых данных требуются сложные расчеты, занимающие многие часы, иногда и дни машинного времени. Однако имеются менее строгие теоретические и полуэмпирические методики, которые позволяют получить решение быстро и с приемлемой точностью.
Алгоритмы расчета и конструирования основаны на результатах анализа, выраженных в математической форме. Уровень анализа в большой степени определяет точность результатов. Однако с появлением быстродействующих ЭВМ стало возможно получать достаточно точные результаты, применяя менее строгие аналитические методы. Следовательно, при конструировании требуются менее строгие методы, чем при расчете. Хотя расчет и конструирование определены раздельно, они применяются или должны применяться совместно. На рис. 3.1 показана взаимная связь теории, конструирования и расчета. Согласно предложенной схеме, расчет можно рассматривать как основу итоговой конструкции. Можно рассчитать перспективную конструкцию, не занимаясь дорогостоящим изготовлением двигателя «в металле». Если спроектированный двигатель не обеспечивает расчетных характеристик, можно определить, какие узлы требуют усовершенствования, и повторить весь процесс расчета, пока не будет получено приемлемое решение. Только после этого можно приступать к изготовлению прототипа.
Аналитические методы, используемые при расчете и проектировании двигателей Стирлинга, можно отнести к двум основным категориям: методы раздельного анализа и методы комбинированного анализа. В методах, относящихся к первой категории, процессы, происходящие при работе двигателя, рассматриваются независимо друг от друга и затем путем суммирования отдельных решений находится окончательное решение. При этом обычно рассматривают идеальные термодинамические характеристики, применяя изотермические или адиабатные модели процессов, а затем вводят поправки, учитывающие аэродинамические потери, неидеальность регенерации, утечки рабочего тела, потери тепла и т. п. В комбинированном анализе все
Взаимосвязанные термодинамические и газодинамические процессы рассматриваются совместно, что позволяет получить более точное физическое и математическое описание реальных рабочих процессов. В результате такого подхода формулируется система дифференциальных уравнений в частных производных, которую нужно затем решить с помощью усовершенствованных методов численного интегрирования.
Такое деление теоретических методов на раздельные и комбинированные было предложено, если нам не изменяет память, Финкельштейном на семинаре в США в 1977 г. [1]. Эта терминология не вполне общепринята, и другие авторы предпочитают говорить об аналитических методах первого, второго и третьего порядков [2], а иногда вводят и еще одну градацию — метод «тривиального порядка» [3]. В данной главе обсуждаются различные подходы.
Хотя в настоящее время счетные машины имеют практически универсальные входные устройства, зачастую не слишком удобно создавать программу численного расчета или использовать имеющуюся программу, для оценки реализуемости конструкции или получения представления о том, какая нужна компоновка, чтобы обеспечить требуемые рабочие характеристики. Другими словами, требуется разумный приближенный подход, чтобы определить основные особенности конструкции и рабочие характеристики. Рассмотрим теперь подобный подход.