ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ТИРИСТОРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
Цены на преобразователи частоты 220/380В 1 фаза в 3 фазы (12.11.14г.):
Модель Мощность Цена
CFM110 0.25кВт 1500грн
CFM110 0.37кВт 1600грн
CFM210 1,0 кВт 2200грн
CFM210 1,5 кВт 2400грн
CFM210 2,2 кВт 2900грн
CFM210 3,3 кВт 3400грн
Гарантия - 2 года.
Контакты для заказов:
+38 050 4571330
msd@msd.com.ua
Управление двигателями постоянного тока в электроприводах подач станков, с ЧПУ осуществляется в настоящее время с помощью тиристорных преобразователей (в широтно-импульсных преобразователях небольшой мощности в качестве силовых элементов могут применяться мощные транзисторы). Тиристор - ный преобразователь ТП, работающий на нагрузку в виде ДПТ, состоит из двух основных частей (рис. 2.1): силовой схемы и системы импульсно-фазового управления. Основное назначение силовой схемы — преобразование 3-фазного переменного напряжения сетн в постоянное напряжение £/тп для питания якорной цепи ДПТ, величина которого зависит от величины управляющего напряжения UУрр, подаваемого на вход ТП. В отличие от обычного управляемого выпрямителя силовая схема ТП в определенных режимах работы ДПТ осуществляет обратное преобразование напряжения постоянного тока в напряжение переменного тока (так называемый инверторный режим). Для регулирования величины выпрямленного напряжения изменяют длительность проводящего состояния тнрн- стора путем изменения фазового угла открывания тиристора а относительно начала положительной полуволны анодного напряжения. Эту задачу решает система импульсно-фазового управления СИФУд осуществляя преобразование непрерывного входного сигнала управления £/уПр в фазовый сдвиг отпирающего импульса а^что иллюстрируется рис. 2.2. Здесь для фазы А показано пилообразное опорное напряжение с линейно-нарастающим рабочим участком а—d. Значение начального угла управления аНач. отсчитываемогб от момента естественного отпирания тиристора, устанавливается напряжением смещения UCK. При увеличении действующего встречно смещению входного управляющего напряжения £/упр угол управления а уменьшается. Зависимость угла а от t/ynp может быть определена из следующих соображений. Пусть измене-
1С
Нию сOt= — (о — круговая частота напряжения питания) соответствует изменение напряжения на выходе генератора пилообразного напряжения, равное Uru тогда на основании соотношения, которое непосредственно следует из рассмотрения рис. 2.2,
ABC
Силобая Рис. 2.1. Блок-схема тиристорного преобразователя |
I Система Uynp импдльсно- |
Фазового управления |
Ft п |
Анач — а я/2
Иупр ип
Можно - записать выражение, связывающее угол управления с сигналом на входе
СИФУ:
Я ^упр
-*нач - 2 • ц
Практически в СИФУ в качестве опорного напряжения может использоваться не только пилообразное напряжение, но и синусоидальное, косинусоидальное, сформированное из отрезков синусоид напряжений нескольких фаз питающей сети и т. д. Опорное напряжение должно быть синхронизировано с соответствующей фазой питающей сети. 1
(2.1) |
(2.2) |
Структурная схема СИФУ для управления тиристором фазы А1 показана на рис. 2.3. Она состоит из фазосдвигающего устройства ФСУ и усилителя-формирователя импульсов УФИ. ФСУ состоит из блока опорного напряжения БОН, узла суммирования опорного напряжения Uon с входным управляющим напряжением f/yirp и нуль-органа НО. Формирование опорного напряжения в БОН осуществляется из напряжения а, жестко привязанного по фазе к напряжению питающей сети А1. Напряжение с выхода узла суммирования подается на вход НО, Который формирует импульс в момент сравнения напряжений U0N И UУпр или в момент прохождения через нуль суммарного напряжения. Далее этот импульс после усиления и формирования подается на управляющий электрод тиристора дЛя его открывания. Управляющие импульсы должны иметь достаточную мощность и высокую крутизну, необходимую для четкого открывания тиристоров. Ток в импульсе должен превышать ток управления спрямления тиристора, а длительность импульса должна превышать время нарастания силового тока тиристора до величины тока "удержания.
Наибольшее применение нашел так называемый вертикальный принцип построения СИФУ, при котором в результате суммирования Uon и £/уПр получается напряжение UВх. но, повторяющее по форме напряжение UaП, но Смещенное по вертикали в ту или иную сторону в зависимости от величины, и знака напряжения £/уцр (рис. 2.4).
Ниже рассматриваются особенности и принципы работы силовых схем ти - ристорных преобразователей (для краткости далее просто тиристорных преобразователей). Тиристорные преобразователи выполняются однофазными и многофазными. Прн небольшой мощности нагрузки и невысоких требованиях к каче-
Рис. 2.3. Структурная схема СИФУ |
Рис. 2.4. Принцип вертикального управления
Ству управления применяются более простые однофазные 777. В приводах подач станков в основном применяются многофазные ТП, что связано с существенным уменьшением пульсаций выпрямленного напряжения, более высоким быстродействием и "т. д. Все многофазные силовые схемы ТП делятся на нулевые и мостовые.
В нулевых схемах (рис. 2.5, а) нагрузка, например якорная цепь электродвигателя, подключается к нулевой точке вторичной обмотки трансформатора и к общей точке, в которой объединяются тиристоры, подключенные к вторичным обмоткам трансформатора. Если тиристоры объединены своими катодами, такое включение называют катодной группой тиристоров, если же анодами — анодной группой тиристоров. Для сглаживания "пульсаций выпрямленного тока последовательно с нагрузкой включается реактор, представляющий собой дроссель с большой индуктивностью L. Мостовая схема (рис. 2.5, б) получается путем последовательного соединения двух нулевых схем: анодной и катодной. При этом - используются оба полупериода переменного напряжения, однако число тиристоров в такой схеме в 2 раза больше, чем в нулевой. Мостовые схемы обеспечивают более высокое выпрямленное напряжение, меньшую величину и большую частоту пульсаций, лучшее использование силового трансформатора. Приведенные схемы относятся к нереверсивным ТП.
На примере более простой нулевой схемы ТП (рис. 2.5) рассмотрим некоторые особенности и принцип работы ТП. Более подробные сведения по теории работы управляемых вентильных преобразователей и необходимые соотношения можно найти в работах [5—§]. Первоначально положим, что вместо тиристоров включены обычные диоды VI—V3, аноды которых находятся под потенциалами выводов соответствующих вторичных обмоток относительно нулевого вывода (напряжения ел, ев, ес). Эти напряжения сдвинуты относительно друг друга на угол 2 лjm (где m — число фаз)! как показано на рис. 2.6. В промежуток времени U—U ток проходит только через диод VI, поскольку напряжение ел, приложенное к катодам диодов V2 и V3, больше напряжений ев и ее, приложенных к их анодам, и, следовательно, запирает их. В момент H напряжение ев сравни-
А — нулевая; 6 — мостовая |
Вается с ее и далее превышает последнее. Следовательно, с этого момента начинает проводить ток диод V2, а напряжение ев, приложенное к катодам диодов VI и V3, запирает их. Процесс перехода тока с одного диода на другой под дей-. ствием ЭДС вторичной обмотки трансформатора называется естественной коммутацией. Соответственно период ti—12 называется периодом естественной коммутации. Естественная коммутация свойственна неуправляемым выпрямителям. При этом среднее значение выпрямленного напряжения равно
Г— т я » •
Ud0=V 2 Е2—sin — , (2.3)
П т
Где Яг — действующее значение ЭДС вторичной обмотки трансформатора. Реально процесс коммутации вентилей протекает не мгновенно, а в течение некоторого промежутка времени. Это связано с действием индуктивности рассеяния вторичных обмоток трансформатора, которая поддерживает ток в вентиле, выходящем из работы, и уменьшает ток в вентиле, входящем в работу. По этой причине существует период, когда ток проходит через два вентиля. Фазовый угол у, соответствующий этому периоду, называется углом коммутации (рис. 2.6). В коммутационный период потенциал общей точки катодов, который должен был иметь значение ев, равен полусумме ЭДС двух фаз '/2 (eA+eB). В конце процесса коммутации, когда вентиль VI закрывается, этот потенциал скачком возрастает до величины, определяемой ЭДС фазы В. В результате среднее значение выпрямленного напряжения уменьшается на величину
Iff/ IS// I I |
£
4x1 ^ ix! ^ Ixl И ixl <-a
Рис. 2.6. Коммутация токов в неуправляемом выпрямителе |
(2.4)
Где Х2т — индуктивное сопротивление рассеяния вторичной обмотки трансформатора; In — ток нагрузки. В контуре коммутации, состоящем из вторичных обмоток трансформатора (фазы А1 и BJ) и вентилей VI, V2, действует разность ЭДС ев—еА, показанная штриховой линией на рис. 2.6. Заштрихованные площадки отражают эффект уменьшения выпрямленного напряжения, связанный с процессом коммутации.
(2.5) |
В управляемых выпрямителях вместо диодов применяют тиристоры, на управляющий электрод которых подается управляющий импульс, смещенный относительно точки естественного открывания на некоторый фазовый угол а, называемый углом запаздывания зажигания, так как он. характеризует запаздывание открывания тиристора по сравнению с моментом естественного зажигания (рис. 2.7). При этом соответственно смещается во времени момент вступления в работу очередного тиристора и затягивается работа предыдущего. Наблюдается также процесс коммутации. Среднее значение выпрямленного напряжения UB будет пропорционально cos а.
UB=Udo cos a.
Эффект управления 777 иллюстрируется рис. 2.8, на котором показаны графики выходного напряжения при изменении угла управления а от 0 до 90°. Здесь же показан минимальный угол атш, при котором ТП теряет управление, так как ЭДС двигателя £дв в зоне amin больше мгновенного значения напряжения фазы, и напряжение на тиристоре становится отрицательным. Кривая мгновенных зна-
Рис. 2.7.' Коммутация токов в управляемом выпрямителе |
Чений выпрямленного напряжения выделена жирной линией. - Для наглядности на одном графике показано изменение угла а от 0 до 90°, тогда как реально при каждом значении а может проходить любое количество периодов напряжения фаз питающей сети. Можно видеть, что прохождение тока будет и прн отрицательном значении фазного напряжения. Это объясняется наличием индуктивности в цепи нагрузки. Также следует отметить, что при работе ТП напряжение на его зажимах будет меньше, чем среднее значение выходного напряжения выпрямителя. Это связано с падением напряжения на тиристорах, на активном сопротивлении силовой цепи, а также с процессом коммутации тиристоров. Последнее, имеет наибольшее значение и обычно превышает два предыдущих. Падение напряжения на тиристорах можно принять примерно постоянным Д£/т = 0,5—1,0 В. Падение напряжения на активном сопротивлении силовой цепи пропорционально току нагрузки AUR—IBRR4.
То1*да на зажимах ТП среднее выпрямленное напряжение равно
UB = Ui0 cos А—AUk-—&UR—hUT. (2.6)
Или
UB = Ud0Cos А-Ц X2t^m + /Ц - AUT. (2.7)
Последнее выражение представляет собой внешнюю характеристику ТП (рис. 2.9), из которой следует, что с увеличением угла а напряжение на зажимах ТП уменьшается, а при постоянном значении а уменьшение этого напряжения происходит с увеличением тока - нагрузки. Наклон внешней характеристики отражает внутреннее сопротивление ТП, которое определяется отношением
CO t |
(С I i-A I |
Ic |
TUZZmiL
Рис. 2.8. Выходное напряжение ТП при различных углах управления
А £/. |
Rh |
А/, |
Нагр |
Можно видеть, что в области больших токов нагрузки Rim относительно мало, однако с уменьшением тока нагрузки наклон характеристик увеличивается, что говорит об увеличении внутреннего сопротивления ТП. Последнее связано с тем, что ТП переходит из режима «непрерывного тока» нагрузки в режим «прерывистых токЪв». Физическая картина появления прерывистых токов поясняется рис. 2.10. При уменьшении тока нагрузки уменьшается количество энергии, за-
Пасаемой в индуктивности силовой цепи, так как последняя в реальных условиях имеет конечное значение, и наступает момент, когда накопленной энергии оказывается недостаточно, чтобы поддерживать ток при отрицательных напряжениях на аноде тиристоров, вследствие чего ток в цепи якоря уменьшается до нуля, т. е. становится прерывистым. Уменьшение энергии, запасаемой в индуктивности силовой цепн, при уменьшении тока нагрузки отражается на рис. 2.10 уменьшением заштрихованной площадки S2, соответствующей /fyg проводящему состоянию вентиля при отрицательном напряжении на его аноде. В промежутках ti—при отсутствии тока в цепи нагрузки напряжение на зажимах ТП равно ЭДС двигателя £дв.
Рис. 2.10. Кривые выпрямленного напряжения: |
T,t2 |
Существует определенная связь между углом регулирования а н граничным током нагрузки /гр, разделяющим указанные два режима работы ТП. По мере уменьшения напряжения холостого хода t/xx величина граничного тока увеличивается, и режим прерывистых токов будет наблюдаться при больших значениях тока нагрузки. В общем виде эта связь определяется формулой
Где Хв — индуктивное сопротивление нагрузки.
Этому выражению на рис. 2.9 соответствует штриховая линия, ограничивающая режим прерывистых токов и представляющая собой дугу эллипса.
Выше был рассмотрен выпрямительный режим работы ТП. Однако использование только такого режима работы существенно ограничивает возможности управления двигателем постоянного тока. Обратимся к рис. 2.2, 2.5, 2.8 и выражению (2.5). При значении угла регулирования а=90° среднее значение выпрямленного напряжения ТП t/B = 0 и двигатель находится в покое. Для пуска двигателя и его разгона необходимо уменьшать угол а, при этом увеличивается £/в и двигатель разгоняется. (Одновременно возрастает и ЭДС двигателя £дв. В ус-
Тановившемся режиме работы электродвигателя, если пренебречь падениями напряжения в силовой цепи, напряжение ТП будет уравновешиваться ЭДС двигателя. Предположим, что требуется уменьшить частоту вращения двигателя. С этой целью должен быть увеличен угол регулирования а, что вызывает соответствующее уменьшение напряжения ТП. Поскольку ЭДС двигателя мгновенно измениться не может, она оказывается больше напряжения ТП, при этом тиристоры запираются и электродвигатель оказывается как бы отключенным от ТП. Начинается свободное торможение двигателя, определяемое только моментом сопротивления нагрузки. В процессе торможения двигателя наступит момент времени, когда в результате уменьшения £дв она снова сравняется с Us. При этом установится новое значение частоты вращения двигателя. Такой, процесс торможения оказывается, как правило, недопустимо длительным. С целью его сокращения применяют динамическое торможение ДПТ, при котором якорь двигателя подключается с помощью силовых ключей (в качестве которых также могут использоваться тиристоры) к резистору динамического торможения. Однако при этом наиболее интенсивное торможение наблюдается только в начальный момент. Далее, по мере уменьшения тока якорной цепи двигателя, тормозящий момент также уменьшается, что затягивает процесс торможения.
Наиболее рациональным с точки зрения сокращения времени торможения и экономичности является так называемый режим рекуперативного торможения, при котором часть энергии возвращается в сеть, а электродвигатель в процессе такого торможения работает в качестве генератора. Таким образом, необходимо реализовать обратное преобразование энергии из цепи постоянного тока в питающую сеть переменного тока. Такой процесс называется инвертированием, а устройство, . с помощью которого осуществляется этот процесс,— инвертором.
Рассмотрим, при каких условиях ТП может работать в режиме инвертора. Прежде всего необходимо, чтобы £дв стала больше £/в, именно с этого условия начинается процесс торможения. Однако, как мы видели выше при рассмотрении этого процесса на примере схемы ТП (рис. 2.5, а), в этом случае происходит запирание тиристоров и отключение двигателя от ТП. Для осуществления инвертирования энергии необходимо, чтобы проходил ток по силовой цепи, что непосредственно не может быть реализовано вследствие односторонней проводимости тиристоров.
Для того чтобы появилась возможность создать ток через вентиль в процессе торможения, необходимо изменить полярность подключения якоря электродвигателя к тиристорам, что можно сделать, например, с помощью контактной схемы. В этом случае ЭДС двигателя и напряжение ТП совпадают по направлению и ток силовой цепи будет проходить через вентиль, т. е. в том же направлении, как и в двигательном режиме. Двигатель оказывается в режиме противовключе - иия и начнет тормозиться, отдавая энергию в силовую цепь. Однако рекуперации энергии в сеть переменного тока происходить не будет. Это объясняется тем, что фазовые соотношения между током вторичной обмотки трансформатора, током вентилей и ЭДС вторичной обмотки остались те же, что и в двигательном режиме. Таким образом, для получения режима рекуперации необходимо изменить' фазу тока или напряжения во вторичной обмотке трансформатора на противо
положную. Первое не представляется возможным из-за односторонней проводимости тиристоров, поэтому необходимо изменить фазу напряжения вторичной обмотки. Следует нметь в внду, что здесь речь идет не об изменении фазы питающего напряжения вообще, а об ее изменении только в период прохождения тока через обмотку трансформатора и тиристор в процессе торможения электрорежима инвертирования необхо-
I
— изменить полярность ЭДС двигателя на противоположную;
— обеспечить подачу открывающих импульсов на тиристоры таким образом, чтобы ток большую часть времени протекал бы при отрицательной полуволне - питающего напряжения (а>90°).
При выполнении этих условий'двигатель работает в режиме рекуперативного торможения генератором, вентиль и трансформатор — в инверторном режиме передачи энергии в сеть.
На рис. 2.11 в упрощенном виде'показана работа ТП в выпрямительном (а) И инверторном (б) режимах. Здесь регулировочные свойства преобразователя учитываются йсточником регулируемого напряжения Udo cos а, а эффект односторонней проводимости — включением днода VI. В выпрямительном режиме полярность [/в положительная, поскольку открывание тнрнсторов происходит при
Тс
Положительных полупериодах анодного напряжения рис. 2.8) н направ
Ление тока совпадает с направлением напряжения Uв, но противоположно направлению ЭДС двигателя Едв-
В инверторном режиме (рнс. 2.11, б), наоборот, направление тока совпадает с направлением Едв, полярности напряжения ТП и ЭДС двигателя противоположны по сравнению с выпрямительным режимом.
Протекание тока прн отрицательных значениях питающего напряжения обеспечивается заданием угла регулирования а большим, чем 90 эл. градусов
А > — I, Кривые напряжений силовой схемы в инверторном режиме показаны
На рнс. 2.12. Отметим еще раз, что несмотря на то, что импульсы для открывания тнрнсторов могут подаваться при отрицательных полупериодах анодного напряжения, его включение и прохождение тока через тиристор обеспечивается за счет положительного результирующего напряжения, приложенного между анодом и катодом тиристора, поскольку в "этом режиме, как было отмечено выше, должно выполняться условие | Едв | > | С/в [ •
Рнс. 2.11. Схемы замещения нереверсивного ТП: А — выпрямительный режим; б — инверторный режим |
Двигателя. Таким образом, для осуществления днмо выполнить два условия: |
Угол регулирования а в инверторном режиме больше 90°. Для удобства ана-
Лиза его обычно заменяют углом, опережения зажигания р, который связан с углом а соотношением
И тоже не будет превышать.90°. Название «угол опережения зажигания» связано с тем, что в ннверторном режиме этот угол показывает, насколько момент подачи открывающего тиристор импульса предшествует (опережает) момент естественного зажигания тиристора в этом режиме (рис. 2.12, например, р=60°). Внешняя характеристика инвертора будет определяться выражением
Uu=UdQ cos р + /н ( Х2Т2™ + Дяц) (2-11)
Необходимо отметить еще одну особенность осуществления режима инвертирования. Она. связана с необходимостью ограничения минимального значения угла р. Для обеспечения нормальной работы тиристоров в~ ннверторном режиме минимальное значение угла опережения зажигания Р должно быть ограничено таким образом, чтобы за время fj—(рис. 2.12) закончились процессы коммутации н вентиль, выходящий из работы (ее), восстановил свои управляющие свойства, т. е. полностью заперся. Отсюда
Pmm^Y+S+'l'. (2.12)
Где у — угол коммутации (время спадания тока в вентиле);
Б — угол восстановления управляющих свойств;
Ч>—угол запаса, связанный с несимметрией подачи управляющих импульсов по фазам.
Если же это условие не будет выполнено, то при коммутации тока с фазы ее на фазу ед к моменту времени I2 ток через, тиристор фазы ес не успеет стать меньше тока удержания, и так как в этот момент тиристор фазы ее снова'будет находиться под более положительным потенциалом, чем тиристор с ЭДС ел, он откроется вновь, выключив тиристор фазы еА (этому случаю сответствует жир-
А — перекрестная; б нулевая; в — мостовая |
Ная линия —ЭДС ее и пунктирная еА на рис. 2.12. В результате полярность ЭДС двигателя и напряжения 777 совпадут, т. е. наступит короткое замыкание или, как говорят, опрокидывание инвертора.
Для того чтобы иметь возможность осуществить рекуперативное торможение электродвигателя с использованием режима инвертирования и не производить переключений в силовой цепи, применяют схемы с двумя комплектами тиристоров. Достоинством таких схем является возможность реверсирования двигателя. Поэтому такие двухкомплектные тиристорные преобразователи называются реверсивными.
Наиболее распространенные силовые схемы реверсивных тнристорных преобразователей с двумя комплектами тиристоров представлены на рнс. 2.13: перекрестная (а); нулевая (б) и мостовая (в). Эти схемы легко получаются объединением схем двух нереверсивных ТП. При этом в зависимости от направления вращения электродвигателя один комплект ТП работает в выпрямительном режиме, а другой — в инверторном. Эквивалентная схема (рис. 2.14), отражающая работу двухкомплектного реверсивного ТП, Получается путем объединения эквивалентных схем на рис. 2.11, соответствующих выпрямительному и инверторному режимам работы ТП. На рнс. 2.14, а первый комплект тиристоров работает в качестве выпрямителя (1В), а второй — инвертора (2И), что обеспечивает вращение двигателя по часовой
Стрелке (для примера). На рис. 2.14, б, наоборот, первый комплект работает инвертором (1И), а второй — выпрямителем (2В), чему соответствует вращение двигателя в противоположном направлении — против часовой стрелки.
Для равновесного состояния схе-мы можно записать
Eat = Ue—AU; (2.13)
■ Гдв^С/н+ЛС/, (2.13) где ДU — падение напряжения на тиристорах, откуда
Рис. |
2.14. Схемы замещения веренвного ТП: Выпрямительный режнм; б — верторный режим |
Ре- |
U*=US—2AU, (2.14)
Или Udo cos P=C/d0 cos а—2AU. (2.15)
2 Заказ 4S46
30 60j2ff /5 180' ос, |
Рис. 2.15. Диаграмма напряжений реверсивного 777 при согласованном управлении |
Инвертор 1 |
Инвертор |
Ud Udfi Выпрямитель
-Id, Id,»
Рис. 2.16. Статические характеристики реверсивного ТП: А — регулировочная; б — внешняя
Это уравнение позволяет установить связь между углами а и р. На основании (2.15) можно записать
2Д U
И do' ' |
COS В = COS а ■
Или, при пренебрежении членом
2А U ■ . —— вследствие его малой ве-
Udo Личины,
А=Р, (2.17)
Или, с учетом соотношения (2.10),
Управление двухкомплектным ти - ристорным преобразователем по такому закону называется согласованным. В качестве примера на рис. 2.15 приведены графики напряжений для перекрестной схемы реверсивного ТП (см. рис. 2.13", а) При согласованном управлении. Особенностью такой силовой схемы является то, что анодные напряжения обоих комплектов тиристоров находятся в фазе. В отличие от этой схемы, для встречно-параллельных схем, к которым относятся нулевые (см. рис. 2.13, б) и мостовые (см. рис. 2.13, в), анодные напряжения комплектов тиристоров находятся в противофазе.
При согласовании регулировочных характеристик вентильных групп в 90° (из условия 2.18) результирующая регулировочная характеристика имеет вид, показанный на рис. 2.16, а сплошной линией. При согласованном (по условию 2.18) совместном управлении комплектами тиристоров. (когда отпирающие импульсы подаются на обе группы тиристоров, одна из которых работает в выпрямитель-
Ном, а другая в ннверторном режимах) возникает так называемый уравнительный ток, который замыкается внутри выпрямительной и инверторной групп вентилей, минуя цепь нагрузки, и может быть непрерывным или гранично-ие - прерывным.^ В этом случае даже при отсутствии тока нагрузки устраняется зона прерывистых токов и внешние характеристики становятся линейными. Если пренебречь падением напряжения в вентилях, то внешние характеристики будут прямыми линиями, проходящими без излома из режима выпрямления в режим инвертирования (рис. 2.16, б). Прохождение уравнительного тока, минуя цепь нагрузки, показано на эквивалентных схемах двухкомплектных ТП (см. рис. 2.14).
2* |
При совместном согласованном управлении, даже если допустить, что средние выпрямленные напряжения выпрямителя и инвертора одинаковы, мгновенные напряжения не равны и для ограничения уравнительного тока на требуемом уровне необходимо в контур между выпрямителем и инвертором включить то - коограничивающие реакторы (индуктивности L1—L4 на рис. 2.13). Индуктивность реакторов выбирается такой, чтобы уравнительный ток не превышал 10% номинального тока нагрузки.
В качестве примера, наглядно иллюстрирующего наличие уравнительного тока, на рис. 2.17 приведены кривые фазных напряжений для выпрямительной и инверториой групп (напряжения этих групп, как отмечалось выше, находятся в противофазе), диаграммы уравнительных напряжений и токов для наиболее распространенной реверсивной нулевой силовой схемы (см. рис. 2.13, б). Как видно из рис. 2.17, статический уравнительный ток имеет начально-непрерывный характер, т. е. в конце своего периода достигает нулевого значения. Это обстоятельство позволяет ограничивать статический уравнительный ток с помощью индуктивности. Чем больше L, тем меньше уравнительный ток, однако при этом уменьшается быстродействие привода, поскольку увеличивается индуктивность якорной цепи электродвигателя.
При реверсах электропривода может появляться динамический уравнительный ток, что поясняется рис. 2.18 для перекрестной схемы, т. е. когда анодные напряжения находятся в фазе. Пусть в момент времени t0 подана команда на реверс. При этом группа вентилей, работавшая в инверторном режиме (пунктирная линия), переходит в выпрямительный режим мгновенно (при предельном быстродействии системы управления преобразователем), тогда как группа вентилей, работавшая в выпрямительном режиме (непрерывная линия), может переходить в другой режим лишь по отрезку синусоиды напряжения анода тиристора, проводившего ток в момент подачн команды на реверс. При этом, как видно из кривых, несоответствие напряжений двух групп вентилей в переходном режиме вызывает толчок динамического уравнительного тока, который затем будет уменьшаться до значения статического уравнительного тока. Очевидно, что наибольший динамический уравнительный ток будет в случае подачи команды на
Реверс в момент открывания очередного вентиля. Следует отметить, что величину уравнительного тока можно значительно уменьшить и даже исключить совсем, за счет нелинейного согласования групп вентилей.
Уравнительных токов не будет, при »так называемом раздельном управлении вентильными группами, когда отпирающие импульсы подаются только на одну из групп в зависимости от требуемого, режима работы ТП в данный момент. Поскольку одна из групп вентилей всегда заперта, контур для протекания уравнительного тока отсутствует. Такой способ управления, несмотря на значительное усложнение схемы управления группами вентилей, нарушение непрерывности управления и появление зоны неоднозначности в регулировочной характеристике^ находит в настоящее время все большее и большее применение. Это стало возможным за счет миниатюризации цифровых и аналоговых интегральных схем, позволяющих устранить многие недостатки данного способа управления при сохранении приемлемых габаритных размеров преобразователей. Экономия же в силовой части (исключение уравнительных дросселей, полное использование габаритной мощности силового трансформатора и т. д.) очевидна.