МЕТОДИКА НАСТРОЙКИ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
Характеристика тиристорного преобразователя
Как элемента системы автоматического регулирования
Из специфических свойств тиристорного преобразователя, которые влияют иа динамические характеристики электропривода (или качество переходных процессов), можно выделить следующие:
1. Дискретность и полууправляемость.,
В [17] показано, что если полосу пропускания линейной части электропривода (регуляторы, двигатель, датчики обратных связей) ограничить областью, где влияние этих свойств на динамику незначительно, то тиристорный преобразователь можно считать безынерционным звеном. Во всех электроприводах настройка регуляторов производится таким образом, что это условие является выполненным. Примерные величины предельных значений полосы пропускания [17] для систем подчиненного регулирования в области непрерывного тока составляют:
— для трехпульсиой схемы выпрямления (т=3):
<втах=0,515 шо=160 рад/с (,=26Гц);
— для шестипульсной схемы выпрямления (т=6):
Штах=0,77 ©0=240 рад/с (/=38 Гц).
Здесь шо — круговая частота сети, равная 314 рад/с при fc = 50 Гц.
Настройка регуляторов, при которой величина полосы пропускания линейной части электропривода превышает предельное значение, приводит к возникновению автоколебаний в системе автоматического регулирования.
2. Возможность возникновения в якорной цепи режима прерывистого тока.
Режим прерывистого тока имеет следующие особенности: электромагнитная
Постоянная времени якорной цепи Гэ нё оказывает влияния на длительность протекания переходных процессов тока; значительно уменьшается коэффициент передачи тиристорного преобразователя по сравнению с коэффициентом передачи в зоне непрерывного- тока. Указанные факторы являются определяющими с точки зрения выполнения структур электроприводов.
Тиристориые преобразователи в электроприводах «Мезоматик», и TNP в диапазоне токов нагрузки до номинального тока двигателя работают в зоне прерывистого тока. Поскольку в этом режиме действие Та на переходные процессы тока не проявляется, в указанных электроприводах отсутствуют регуляторы тока, а система регулирования выполнена по одноконтурной структуре, ii В электроприводе БТУ3601 раздельное управление комплектами тиристоров приводит к тому, что в диапазоне токов до (0,3—0,8) /аом двигателя (в зависимости от сглаживающего дросселя в якорной цепи) имеется режим прерывистого гока. При увеличении тока нагрузки до номинального ток становится непрерывным. Поэтому для компенсации Та в зоне непрерывного тока используется регулятор тока, а уменьшение коэффициента передачи тиристорного преобразователя в зоне прерывистого. тока компенсируется использованием нелинейного звена, которое обеспечивает одинаковый совместный коэффициент передачи нелинейного звена и тиристорного преобразователя в зонах прерывистого и непрерывного токов.
В электроприводе ЭТ6 с совместным управлением за счет согласования групп тиристоров при угле регулирования ааач=90 эл. град зона прерывистого тока отсутствует полиостью. Поэтому тиристорный преобразователь имеет линейную регулировочную характеристику, а для компенсации Т3 используется регулятор тока, то есть система, регулирования выполнена по обычной двухконтуриой структуре.
В электроприводе «Кемрои» силовая часть реализована аналогично электроприводу ЭТ6 с той лишь разницей, что согласование групп тиристоров производится при угле регулирования ан&ч=100 эл. град. Это приводит к тому, что якорная цепь в диапазоне токов до (0,1—0,3) /а0м двигателя работает в режиме прерывистого тока. Уменьшение коэффициента передачи тиристорного преобразователя в зоне прерывистого тока компенсируется использованием адаптивного регулятора скорости. Таким образом, в электроприводе «Кемрои» система регулирования выполнена по двухкоитурной структуре с использованием адаптивного регулятора скорости. Необходимо отметитв, что выполнение системы регулирования с адаптацией только в функции скорости (не контролируя режим тока) является не совсем правильным и приводит в ряде случаев в условиях работы электропривода на станке к возникновению автоколебаний. Это происходит при скорости вращения электродвигателя, близкой или равной нулю, когда коэффициент пропорционального усиления регулятора скорости имеет максимальную величину, при увеличении тока нагрузки двигателя до значения, при котором тиристорный преобразователь переходит в режим непрерывного тока и его коэффициент передачи возрастает. Если при этом контурный коэффициент передачи превысит предельное значение, возникает автоколебательный режим.
Электропривод «Мезоматик»
Принимая во внимание равенство нулю электромагнитной постоянной времени якорной цепи Гэ = 0, представим структурную схему двигателя в следующем виде (рис. 9.1), где /н — ток двигателя, вызванный нагрузкой на валу, С в —
Рис. 9.1. Структурная схема электродвигателя
RtO ^
Гс=н—ЧН
Jrai
Постоянная ЭДС двигателя, Ты =
— электромеханическая постоянная вре-
СЕ.
Мени. Из структурной схемы получаем передаточную функцию двигателя по уп-
Tw , Юдв(Р) 1/СЕ •
Равленню Wm(P)= = ------------------
Ия(р) 1 +рТы
Регулятор скорости электропривода настраивается таким образом, что обеспечивает предельное значение полосы пропускания линейной части привода (частоту среза разомкнутой системы) <вс=100 рад/с. В этой полосе частот ти - ристорный преобразователь можно считать безынерционным звеном с коэффициентом передачи Km-
Датчик обратной связи по скорости (тахогенератор) также является безынерционным звеном с коэффициентом передачи /Стг.
Рис. 9.2. Принципиальная схема PC |
Принципиальная схема регулятора скорости, делителя и фильтра сигнала тахогенератора приведена на рис. 9.2. Совместная передаточная функция дели
К* |
Где |
1 +рТф |
Теля и фильтра сигнала тахогенератора имеет вид Я7ф(р) =
^яел — |
Rt+Rs |
Тф = 0,7 мс.
Л.* |
PC |
Тп |
Де |
Г г |
||||||
Огг , |
Kg |
1+рТос |
К |
1/С? |
Хтл |
UTr |
||||
1+рТ<р |
РТи |
1+рГм |
Рис. 9.3. Структурная схема разомкнутой по скорости системы |
Передаточная функция регулятора скорости =
=Сз/?[о — постоянная времени цепи обратной связи регулятора скорости, Ги=Сз(Я7Н-Яз) —постоянная времени интегрирования регулятора скорости.
1+рТ0 РТц |
Где Г0о = |
В соответствии с передаточными функциями звеньев структурная, схем а разомкнутой по скорости системы будет иметь вид (рис. 9.3). Логарифмическая амплитудная характеристика, соответствующая структурной схеме разомкнутой
Системы, приведена на рис. 9.4, где 1 1
Системы, а Л0=Л'дел, Л'тп--—'Л'тг-контурный коэффициент передачи. Постоянной с Е
Времени Гс=— определяется быстродействие (или время переходного процесса)
Юс
Т г, р»An |
■ частота среза разомкнутой |
Ты-Тк |
Замкнутой по скорости системы. Для систем с логарифмической характеристикой подобного вида время переходного процесса ^пц=(7—-9) Гс [18].
(М) |
40Sf/de« |
Рис. 9.4. Логарифмическая амплитудная характеристика разомкнутой системы |
"dii |
J Tc , 10C({C3,2R10) |
Tc, Toc{C3, RIO) |
OS/no. |
OS/rnu |
I RcJr0J{c3,R)0)
T. MC |
T. MC |
T. MC
20 40 60 SO 100 20 W SO SO 100 20 'fO 60
Рис. 9.5. Переходные процессы скорости при различных соотношениях Г00 и Ги
Минимальное значение Тй ограничивается возможностью возникновения автоколебаний в замкнутой системе регулирования, которые связаны с дискретностью и полууправляемостью • тиристорного преобразователя. Для трехпульсиой схемы выпрямления предельное значение частоты среза находится в диапазоне (160—200) рад/с.
Вид или качество переходного процесса скорости зависит от соотношения Гос и Гс. Приближение Г00 к Гс вызывает в переходном процессе скорости повышенное перерегулирование. Правильная иастройка предполагает следующее соотношение между постоянными: Г0с Гс. Практическая иастройка переходного процесса скорости заключается в нахождении оптимальных значений Гос и Г0 путец варьирования величии Сз и Rio в цепи обратной связи регулятора скорости. Связь элементов Сз и Ria с постоянными Гос и Т0 определяется из
Ти - Тя Тм R7 + Ri
Соотношений Гос =йюС3; Тс— — = —— ■—-—откуда следует, что ве-
"о'^ос Ка /Сцз Личина Сз влияет только на постоянную Г0с и, таким образом, изменение Сз
Сказывается лишь на качественном виде переходного процесса скорости (больше перерегулирование или меньше), не изменяя быстродействия системы регулирования. Уменьшение или увеличение быстродействия системы регулирования (постоянной Гс) достигается изменением величины Rio. Однако при этом необходимо в соответствующее число раз изменить величину Сз для сохранения выбранного значения Г0 с - Из приведенного соотношения для Та следует также, что чем больше момент инерции механизма (соответственно Гм), тем большей должна быть величина Rю, чтобы обеспечить системе регулирования максимальное быстродействие.
Численные значения постоянных Гф и Гм составляют соответственно 0,7' мс и 50 мс. Стационарная настройка регулятора скорости привода P3HR-444 А характеризуется величинами С3=0,15 мкф, /?ю==220 к, что обеспечивает Гос=33 мс, Тс^Ю мс.
На рис. 9.5 приведены кривые переходных процессов скорости при различных соотношениях Г0с и Гс. За основу принят переходный процесс скорости, соответствующий настройке регулятора скорости, произведенной заводом-изготовителем.
Электропривод TNP
Структурная схема и логарифмическая амплитудная характеристика системы автоматического регулирования электропривода аналогичны соответствующим электропривода «Мезоматик». Примерные величины постоянных времени составляют Тф = 1 мс; Тс —10 мс; Го с = 17 мс.
Отличие заключается в схемной реализации регулятора скорости (рис. 9.6), который выполнен на двух операционных усилителях, на первом из них построен пропорциональный регулятор, а на втором пропорционально-интегральный. Это облегчает настройку переходного процесса скорости, поскольку элементами 7С и 3R достигается независимое друг от друга изменение постоянных времени — соответственно Г0с и Тс.
Кривая переходного процесса скорости, соответствующая настройке регулятора скорости, произведенной на заводе-изготовителе, приведена на рис. 9.7. Большое перерегулирование в кривой вызвано приближением частоты сопряжения ">ос=—к частоте среза шс=—(соответственно Тос и Го) на логариф - мической амплитудной характеристике (рис. 9.4). ,
Электропривод ЭТ6
Система регулирования в электроприводе ЭТ6 наиболее близка к линейной по сравнению с другими приводами. Это обеспечивается при совместном способе управления реверсивным тиристориым преобразователем согласованием групп тиристоров при угле регулирования ан&ч=90 эл. град, что, исключает зону прерывистых токов в якорной цепи.
Кроме того, применение в СИФУ опорного напряжения синусоидальной формы приводит к тому, что регулировочная характеристика тиристорного преобразователя становится линейной во всем диапазоне изменения управляющего напряжения СИФУ.
Структурная схема системы регулирования электропривода приведена на
Рис. 9.8, где
0.33мК |
6R ЯОк |
21R10К 3R 4R |
7Я П! К Ч=> |
3R 10К |
Рнс. 9,6. Принципиальная схема PC
PC — регулятор скорости; £/рс — выходное напряжение регулятора скорости; Тое — постоянная времени цепи обратной связи PC, Ги — постоянная интегрирования PC;
РТ — регулятор тока; UpT —выходное напряжение регулятора тока, Тоо — постоянная времени цепи обратной связи РТ; Ти — постоянная интегрирования РТ; Тф — фильтрующая постоянная времени РТ;
ТП — тиристорный преобразователь, включающий в себя СИФУ и силовую часть; Km — коэффициент передачи ТП; Напряжение датчика тока; /Сдт — ко-
ТГ — тахогенёратор; i/Tг — выходное напряжение тахогенератора; Ктг — коэффициент передачи 7Т;
Ия — напряжение на якоре двигателя; £дв—ЭДС двигателя; Св — постоянная ЭДС двигателя; RnЦ— эквивалентное сопротивление якорной цепи, включая силовой трансформатор, тиристорный'преобразователь, дроссели, двигатель; 7j_—электромагнитная постоянная времени якорной цепи; Гм — электромеханическая постоянная времени; /дв — ток якоря двигателя, /нагр — составляющая тока якоря двигателя, вызванная иагрукой на его валу; /двн — динамическая доставляющая тока якоря двигателя, обеспечивающая изменение скорости вращения; Шдв — угловая скорость вращения двигателя; £/зад—задающее напряжение.
Регуляторы скорости и тока в электроприводе являются пропорционально - интегральными звеньями, поэтому в установившемся режиме - сигнал на входе регуляторов, представляющий сумму сигналов задания и обратной связи, практически равен нулю. Это обстоятельство учитывается на структурной схеме введением условных дополнительных звеньев, включенных перед узлами сравнения тока и скорости. Таким образом, для установившегося режима будут справед-
Upc £^зад UTr
Ливы соотношения —£—=-—- и ~— = п, где Я3.Т и R3.О — резисторы в цепи
Задания регуляторов тока и скорости (R3.i=R 602, R3.c=R 301+/? 306), RТ и Rc — резисторы в цепи сигналов обратной связи по току и скорости (RT—R 601, Rc—R 307+R 302+/? 303). Приведенные соотношения отражают условие равенства нулю алгебраической суммы токов на инвертирующем или неинвертиру - ющем входах операционных усилителей регуляторов тока и скорости.
Рис. 9.8. Структурная схема системы регулирования |
Настройка регулятора тока
Принципиальная схема регулятора тока, отражающая его основные особенности, как элемента системы автоматического регулирования, приведена иа рис. 9.9. Передаточная функция регулятора тока имеет вид
UpT(p) 1 +рТ0С
РТ И(1 + />Гф) С604 • /?603
Ro02 [| £303 Ш1+/?302 || ЯЗОЗ
Где Г0С=С 604-Я 604; Гф = С601-Я 604; Ги= ..' " ;
При R 601=Л 602= 2 к и R 603 = 1,5 к /С=0,3.
Постоянная времени Гф образуется за счет включения в обратную связь операционного усилителя А601 конденсатора С601. Таким образом, производится фильтрация сигналов регулятора скорости и датчика тока.
Структурная схема контура тока без учета влияния обратной связи по ЭДС в двигателе приведена иа рис. 9.10. При использовании в комплекте электропривода ЭТ6 электродвигателя ПБВ 112 L коэффициенты передачи звеньев имеют
Ил
Рт |
Следующие величины: Ятп= —— = 20; 0,35 Ом.
U,
U,
Коэффициент передачи датчика тока = —— зависит от номинала рези-
/дв
Стора R501 в цепи обратной связи операционного усилителя А501 датчика тока. На заводе-изготовителе устанавливается R501 — 51 кОм, при этом /Сдт = 0,0235 В/А.
Номиналы резисторов R601 и R602 равны 2 кОм,^ поэтому #т/Лз. т = 1 и в установившемся режиме Upc = UaT.
Настройка регулятора тока производится в два этапа. На первом определяется электромагнитная постоянная времени якорной цепи.
Для этого затормаживается вал электродвигателя. В плате регуляторов преобразователя распаивается перемычка 19^-19 и иа тот из штифтов, который соединен со входом СИФУ, подается задающее напряжение, величина которого
Rm сбог-сбоь С 601 \6800 |
Рис. 9.9. Принципиальная схема РТ |
Вызывает ток в якорной це-
Пи двигателя не более номинального значения. Пере-, ходиый процесс тока якоря при скачкообразной подаче на вход СИФУ напряжения задания наблюдается осциллографом по выходному напряжению датчика тока (контрольная точка 120). При этом осциллограф переводится в режим ждущей развертки, а напряжение задания одновременно подает-
VFRu- L |
Ht |
T+pT, |
1+P Tqc
PT„(t+pT*>
«4Т
Рис. 9.10. Структурная. схема контура тока без учета влияния обратной связи по ЭДС в двигателе
Рис. 9.11. Осциллограмма тока якоря электродвигателя в разомкнутой системе регулирования |
Ся иа вход внешней синхронизации. Осциллограмма тока якоря электродвигателя ПБВ 112L приведена на рис. 9.11. Электромагнитная постоянная времени определяется из соотношения Т3 = где Tun —время, за которое кривая тока до,-
О
Стигает уровня 0,95 от установившегося значения. В соответствии с приведенной осциллограммой имеем Гаэй8 мс.
241 |
■ После определения численного значения Т„ в цепь обратной связи регулятора тока запаиваются элементы С604, R604, образующие постоянную времени TOc=C604-R604, равную Т3- Таким образом, осуществляется компенсация регулятором тока электромагнитной постоянной времени якорной цепи. Структурная схема контура тока при условии полной компенсации (Т0в=Та) приведена на рис. 9.1,2. Пренебрегая величиной постоянной времени Тф (численное значение ее получим в дальнейшем) и учитывая, что в данном случае Upc = UKT, преобразуем структурную схему контура тока к виду (рис. 9.13), где
^тп' D '^ит "яц
9 Заказ 4546
— постоянная интегрирования контура тока. В этом приближении передаточная функция контура тока соответствует апериодическому звену первого порядка Ш ^дтСР) 1
TOC o "1-3" h z wKT(p) = ——— == ————, а переходная функция контура тока носит экспо - UpdP) 1 + Pll f
Ненцнальный характер с постоянной времени Tt: [
1Я = /уст1—в I г
Время переходного процесса тока в контуре тока зависит теперь только от величины Ti, минимальное значение которой из условия отсутствия автоколебаний в контуре тока составляет 2—3 мс. При этом переходный процесс тока будет заканчиваться за 3—5 импульсов тока (длительность импульса тока в шес - типульсной схеме выпрямления Ts3,3 мс). На рис. 9.14 приведены осциллограммы переходных процессов тока якоря и выходного напряжения регулятора тока при скачкообразной подаче на вход РТ' задающего напряжения и величине Tt=3 мс.
_ С604-ЩЗ
Из соотношения // =--------------------------- следует, что практически наиболее
К-Ктп-~~ - Кцт
АЯЦ
Удобно изменять Tt путем изменения величины С604, корректируя одновременно значение R604, чтобы оставалась неизменной Постоянная времени цепи обратной связи
Taa = C604-R604=Та.
Рис. 9.12. Структурная схема контура тока при условии полной компенсаций^ электромагнитной постоянной времени |
Рис. 9.13. Структурная схема контура тока без учета влияния обратной связи по ЭДС в двигателе |
Таким образом, второй этап настройки РТ заключается в определении расчетным или экспериментальным путем такой величины конденсатора С604, прн которой переходный процесс тока в контуре тока завершался бы за 3—5 импульсов тока прн апериодическом характере. Настройка производится в замкнутой по току системе регулирования. Для этого перемычка 19—19 должна быть установлена, а перемычка, коммутирующая выходное напряжение регулятора скорости иа вход регулятора тока, снята. На штифт, соединяющийся со входом РТ, подается напряжение задания такой величины, при которой ток якоря двигателя ие превышает номинального значения. Переходный процесс тока при скачкообразной подаче задающего напряжения наблюдается осциллографом в режиме ждущей развертки по выходному сигналу датчика тока.
При настройке необходимо убедиться, что выходное напряжение РТ не достигает уровня насыщения (система регулирования тока должна быть без ограничений).
Имея числеиные значения коэффициентов (которые нетрудно определить экспериментально), входящих в выражение, определяющее Т{, можно, задавшись значением Т{—'3 мс, определить соответствующую этому значению величину конденсатора С604. В данном случае при К= 0,3; Кта=20; Яяц= =0,35 Ом; /Сдт = 0,0235 В/А, R603= 1,5 кОм, имеем С604= 0,8 мкф.
Выбирая ближайшие стандартные значения емкости, например 0,47 мкф илн 1 мкф (нз Т э
Выражения Я604 = ^ имеем соответствующие им значения сопротивления R604 39 кОм и 18 кОм), проверяем переходный процесс тока, соответствующий этим параметрам настройки регулятора тока. На рис. 9,15 приведены осциллограммы переходных процессов тока якоря и выходного напряжения РТ, соответствующие параметрам настройки С604= = 0,47 мкф, R604 =39 кОм (расчетное значение 1,8 мс).
Необходимо отметить, что дальнейшее уменьшение 7 (меньше 1,5 мс) может привести к режиму автоколебаний в контуре тока. На рнс. 9.1:6 приведены осциллограммы тока якоря н выходного напряжения регулятора тока в режиме ав-
9*
О « 8 12 16 Рнс. 9.14. Осциллограммы переходных процессов в контуре тока при 7=3 мс |
T(MC)
______________________________________ t(MC)
О 4 8 Г2 16 Рис. 9.15. Осциллограммы переходных про - цессон в контуре тока при Tt=L,8 мс
29А |
0.4 8 J2 |
243
Токолебаний, который был получен при Г<= 1 мс (расчетное значение С604=0,27 мкф).
Из осциллограмм, приведенных на рнс. 9.14 и 9.15, видно, что удовлетворительный переходный процесс тока наблюдается при обоих вариантах настройки РТ (7 = 3 мс, Г4 = 1,8 мс), однако, поскольку во втором случае обеспечивается большее быстродействие в контуре тока, последующую настройку контура скорости рекомендуется производить при параметрах РТ С604 = 0,47 мкф, R604—39 оОм. Если при этих параметрах РТ в системе регулирования, замкнутой по скорости, даже при малых значениях коэффициента пропорционального усиления PC наблюдается возникновение автоколебательного режима, необхо - t(M() днмо перейти к параметрам РТ ' С604= 1 мкф, R604= 18 кОм и дальнейшую настройку PC производить при этих параметрах РТ.
Из осциллограмм (рнс. 9.11, 9.14, 9.15) видно также, что применение регулятора тока позволило сократить время пе-
Т
Реходного процесса тока в —2- _ (6-И0) раз.
Ti
Если величина конденсатора С604 подбиралась экспериментально, то по осциллограммам переходного процесса тока следует определить постоянную интегрирования контура тока 7, исходя из соотношения 7='/з <пп, где tnn — время достижения кривой тока уровня 0,95 от установившегося значения.
Величина 7 будет использована в дальнейшем при настройке PC. Практически, если переходный процесс в контуре тока завершается в течение 3—5 импульсов тока, можно принять Г<=3 мс.
Определим величину фильтрующей постоянной времени РТ из соотношения Тф=С601 -R604 при параметрах РТ С604= 0,47 мкф, R604=39 кОм.
Л |
T(MC) |
8 12 16 Рис. 9.16. Осциллограммы автоколебательного режима в контуре тока |
При 6800 пф, #604=39 кОм получим 7"ф^0,27 мс. Такая величина
Гф прн 7 = 1,8 мс н тем более при 7 = 3 дс практически ие оказывает влияния на переходные процессы в контуре тока, поэтому пренебрежение ею вполне допустимо.
Настройка регулятора скорости
Упрощенная схема PC, отражающая его основные особенности, как элемента системы автоматического регулирования, приведена на, рис. 9.17. Передаточная
£/рс(Р) 1 +рТ0С
Функция регулятора скорости имеет вид Wрс (р) = ------ ------- •
Итт(р) Pi и
Где Тос — С315(R319+R320) и ТЯ = С315(R303+R302+R307). В дальнейшем будем считать величину резистора R319 равной нулю, тогда свободно варьируемыми параметрами при настройке PC будут С315 и R320.
С учетом передаточной функции PC на рис. 9.18 приведена структурная схема разомкнутого контура скорости в режиме холостого хода двигателя (/нагР = 0), где контур тока представлен инерционным звеном первого порядка с постоянной времени 7. На основании структурной схемы построена логарифмическая амплитудная характеристика (JIAX) разомкнутой по скорости системы регулирования (рис. 9.19) при настройке PC на симметричный оптимум, который определяется соотношениями: 1) 7'ое=4 7Y, 2) 7"с=—— = 27"/. Величина Tt На характеристике принята равной 7=3 мс, что соответствует частоте сопряжения ~= ~~~~ ~ 333 рад/с. В соответствии с этим имеем шс = Т~ =* Т[ 3 Г с
— 85 рад/с. |
1°°° , 1 = •— = 170 рад/с; ю0с = 0 I ос
IIСЗГ5 |
КЗ/9 |
R303 |
Рис. 9.17. Упрощенная схема PC |
ТЫТЯ' •Ктг------ |
1 |
Частота ср£за разомкнутой системы, которой определяется время переходного процесса, при расположении в промежутке между свое и a>i находится TqcKQ
Нз соотношения 1
Где Л"0=
Кж
— коэффициент пропорционального усиления контура скорости
Urr |
1+рТ0с |
Upc ^ |
1/Кдт |
Rna! Cf |
Созв |
«тг |
Urry |
|
РТи |
1+рП |
Ртм |
Рис. 9.18. Структурная схема разомкнутой по скорости системы регулирования
(величина безразмерная). Раскрывая выражения для Г00 и Ги, имеем
= _________________________________________ £320____________ _ А'рА'п
' "С Ги ' £303 + £302 + £307 Г„ •
Где Кп — коэффициент пропорционального усиления PC.
Кривая переходного процесса скорости формируется двумя постоянными времени, указанными на ЛАХ, это Гос н Г-0, а постоянная времени Г< определяет предельное быстродействие системы регулирования. Связь параметров PC С315 И R320 с постоянными Гос и^о определяется из приведенных ранее соотношений - для Гос и Гс, из которых вытекает практически важное следствие: изменение величины С315 приводит только к изменению постоянной. Гос; постоянная Г0 подбирается изменением величины R320, причем для сохранения выбранного значения Гое должна быть скорректирована в соответствующее число раз величина С315.
Таким образом, настройка PC, так же как и РТ, состоит из двух этапов^ На первом в цепь обратной связи PC устанавливаются элементы С315, R320, имеющие постоянную времени Г0с=(4—10) Ti, причем меньшие значения Г00 будут соответствовать большему перерегулированию в кривой переходного процесса скорости, н наоборот. В случае необходимости получить в кривой переходного процесса скорости минимальное значение перерегулирования, следует задаться величиной Гос около 10 Г4. Практически для получения хорошей динамики электропривода по управлению н по возмущению рекомендуется выдерживать величину Гос в диапазоне 3 Ti<TQC<5 Ti, что соответствует при правильной на-, стройке РТ и шестнпульсной схеме выпрямления, то есть при Г< = 3 мс, диапазону-значений Гос, лежащему между 9 и 15 мс.
На втором этапе настройки PC, подбирая величину R320 с одновременным изменением С315, чтобы постоянная Г00 оставалась равной заданному значению, необходимо получить возможно меньшую величину Ге. Увеличение R320 прнво-
Kn0/Toc(RJ20,C3fj) Jj* |
Kna <#л< 2Kno, T0ff |
T(MC) |
20 40 60 80 |
20 40 60 80 |
0$/flltH |
Od/rti/'Н |
JKn0> Toe ( j *Щ ^S/f.) 2Kno, Toc (2R320, j С SIS) |
40 |
T(MC) |
® I
20 40 SO 80
Рнс. 9.20. Переходные процессы скорости при различных настройках PC
Днт к-пропорциональному уменьшению Г0 (логарифмическая амплитудная характеристика перемещается вверх) и соответственно уменьшению времени переходного процесса. И наоборот, с уменьшением R320 время переходного процесса пропорционально увеличивается.
Практическая оценка'того, в каком месте участка между фиксированными Гос и Ti находится значение Т0, производится по кривой переходного процесса скорости следующим образом. При увеличении Кп регулятора скорости (соответственно R320) до значения, прн котором Г0 приближается к Ti, переходный процесс скорости начинает сопровождаться повышенной колебательностью, а при дальнейшем увеличении /Сп(Г0<Г<) может наступить режим автоколебаний (высокочастотные колебания скорости). При уменьшении Кп до значения, при котором Т'с приближается к Гос, переходный процесс скорости сопровождается увеличением перерегулирования, а при ТС>Т0С повышенной колебательностью (число колебаний более двух).
20 40 60 80 |
Кривые переходных процессов скорости при различных настройках PC (Тс=Т0е, Tc = Tf, Г0 =2 Ti, Г,<Г0<2 Т{) приведены на рис. 9.20. При этом в PC принята величина постоянной времени Г0е=4 Г< = 12 мс. За точку отсчетами регулятора скорости принято значение К. по, соответствующее настройке системы регулирования на симметричный оптимум (Тс= 2 Ti). Удовлетворительной является настройка PC, соответствующая кривой 2, а кривые 3 и 4 дают представление о качестве переходных процессов соответственно прн Го = Г00 и Tc — Ti.
Технологически настройка PC производится следующим образом. Перемычка, соединяющая выход PC со входом РТ, должна быть установлена, вал электродвигателя расторможен (двигатель в режиме холостого хода). Задающее напряжение на входе электропривода устанавливается такой величины, скачкообразная подача которой не вводит PC в режим насыщения (система регулирования без ограничений). Переходный процесс скорости наблюдается осциллографом в режиме ждущей развертки по сигналу тахогенератора. Одновременно задающее напряжение подается на вход внешней синхронизации осциллографа. В процессе изменения величины R320 необходимо контролировать, чтобы PC не входил в режим насыщения, в противном случае уменьшить величину напряжения задания.
Имея в распоряжении значения коэффициентов передачи звеньев системы регулирования, можно определить расчетные величины параметров PC, отталкиваясь от которых производится настройка PC на желаемый переходный процесс. Произведем расчет величин элементов С315, R320 прн настройке системы регулирования на симметричный оптимум, принимая Т{ =3 мс. При использовании в комплекте с преобразователем электродвигателя ПБВ 112 L имеем СЕ =1,2 В/рад/с, /?яц=0,35 Ом, Гм=16 мс; кроме этого /Сдт = 0,0235 В/А, Ктг=0,38 В/рад/с (40 В/1000 об/мин). Настройка на симметричный оптимум, как уже отмечалось, предполагает соблюдение двух условий: 1) Г00=4 7У,
Тк
2) Те=2 Г(. Из второго условия и соотношения для Те = определяется
KQK п
Тм
Величина коэффициента пропорционального усиления PC /<п = При
Указанных значениях коэффициентов передачи звеньев контурный коэффициент
Пропорционального усиления равен Ка— * • Яяа - —• АГтг~ 4,7, а искомый ко-
Адт С е
Эффнциент пропорционального усиления PC Кп=0,57.
Потенциометром R302 устанавливается скорость вращения двигателя 1000 об/мин при напряжении задании Uзад=Ю В, прн этом напряжение тахогенератора, соответствующее его коэффициенту передачи, составляет С/тг=40 В. Из условия равенства входных токов операционного усилителя PC имеем-
—---- = - г—, где R3 c=R306+R301 — суммарное сопротивление в цепн задания
/3.с *с
Скорости, a Rc = R303-+-R302+R307 — суммарное сопротивление в цепи сигнала обратной связи по скорости.
Из приведенного соотношения при R3 с = 4,8 кОм определяется Rc —19,2 кОм, /?320
А из соотношения Кп = ——определяется R320~9,1 кОм.
Из первого условия настройки TOc=1C315-R320_=>l2 мс определяется величина С3/5й£1,3 мкф.
Принимая. стандартные значения элементов PC С315= 1 мкф, R320—12 кОм, получим переходный процесс скорости, соответствующий кривой 2 на рис. 9.20.
Электропривод «Кемрон»
Структурная схема системы регулирования электропривода «Кемрон» аналогична структурной схеме электропривода ЭТ6 (рис. 9.8).
Настройка регулятора тока производится иа заводе-изготовителе, и в силу комплектности электропривода дополнительной подстройки не требуется. Запрещение перенастройки РТ оговаривается также в сопроводительной документации на электропривод. В случае необходимости настройка РТ должна производиться с учетом рекомендаций, изложенных применительно к настройке РТ в электроприводе ЭТ6.
Регулятор скорости допускает подстройку вследствие различных моментов ннерцни механизмов подач станков. Упрощенная схема PC, отражающая его основные особенности, как элемента системы автоматического регулирования, приведена на рис. 9.21. В отличне от регуляторов скорости других приводов PC в электроприводе «Кемрон» выполнен адаптивным, т. е. его параметры автоматически изменяются в функции скорости. В связи с этим настройка переходных процессов осуществляется раздельно в диапазоне малых (напряжение задания £/зад<0,1 В) н больших (С3ад>0,3 В) скоростей соответственно потенциометрами П19, П21 н П18, П20. Другой особенностью PC является то, что схемная реализация его выполнена на трех операционных усилителях: на усилителе ИС62 Выполнено пропорциональное звено, на усилителе ИС63 интегрирующее, а на усилителе ИС64 суммирующее. Структурная схема PC без учета цепочки С247, R353 приведена на рнс. 9.22, где Kit — коэффициент передачи тахогенератора; К л. ел — коэффициент передачи делителя, состоящего из резисторов R349, R3'5I ' и потенциометра П14; КП — коэффициент пропорционального усиления пропорционального звена; Ги — постоянная интегрирования интегрирующего звена; £/дел — напряжение на движке потенциометра П14. В соответствии с приведенной структурной схемой передаточная функция PC (без учета корректирующей цепочки С247, R353) запишется в виде
Upc(p) V 1 |
1 +рТи РТя |
1 |
+ 1 =АГп |
V рТ„ Рнс. 9.21. Упрощенная схема PC |
(Р) |
Vpc
Hrr |
Кдел |
Щеп 1 |
«п |
1 |
||
J |
РТИ |
|||||
Urr |
Рис. 9.22. Структурная схема PC
Я364
—Кяеп-и — коэффициент передачи делителя, состоя-
Д350-НД357 Ктп. п щего из резисторов R371, R372 и потенциометра П18.
~ Ти=С229• R373 • Кяеп и, где Кдел и — коэффициент передачи двигателя, состоящего иэ резисторов R377, R378 и потенциометра П20. В соответствии-с номиналами резисторов коэффициенты передачи делителей пропорционального и интегрального звеньев могут регулироваться в диапазоне значений от 0,65 (движки потенциометров в верхнем положении) до 0,018 (движки потенциометров в нижнем положении).
Логарифмическая амплитудная характеристика разомкнутого контура скорости (аналогичная JIAX электропривода ЭТ6) приведена на рнс. 9.23, где
ТМТЯ Ти
Т{ — постоянная времени контура тока, Г, = Г„; Тс= . .Из соот-
JT 1 яКпКо л П^о
Ношений для Ti и Т0 наглядно видно, какое преимущество имеет схемная реализация PC на трех операционных усилителях, а именно: допускается независимо друг от друга изменение постоянных Т и Т0 соответственно потенциометрами П20 н П18, что существенно облегчает настройку переходного процесса скорости.
И PC |
Где Kn—~ |
2t)tgR |
Качественный вид переходных процессов скорости при изменении параметра логарифмической амплитудной характеристики Т приведен на рис. 9.24. Настройка переходных процессов скорости производилась при напряжении задания U3Ад= 0,4 В потенциометрами П18 И П20 без корректирующей цепочки С247, R353. Кривая 1 соответствует прн величине коэффициента передачи делителя ел. и=0,65 (дви - Рис. 9.23. JIAX разомкнутого контура скорости жок потенциометра П20 в
Рис. 9.24. Переходные процессы скорости при различных настройках PC |
Верхнем положении) постоянной Г,=Ги = С229 • R373 • Кяе я. и = 1.0 • 220к • 0,65 =» = 140 мс.
Кривая 2 соответствует 7*i=7"и=12 мс, которая устанавливалась по величине коэффициента передачи делителя Кдел и= 12 мс/220 Mcs0,055.. Коэффициент пропорционального усиления Кп подбирался при Г„ = 12 мс таким образом, чтобы кривая 2 наиболее близко совпадала с кривой, соответствующей настройке на симметричный оптимум. Кривая 3 отражает изменение кривой 2 переходного процесса скорости при подключении корректирующей цепочки С247, R353, которая предназначена для уменьшения перерегулирования в кривой переходного ■процесса скорости.
Необходимо отметить, что отсутствие нли уменьшение перерегулирования в кривой переходного процесса скорости приводит к ухудшению динамики привода по нагрузке. С другой стороны, при работе регулируемого электропривода в следящем режиме при тех величинах добротностей следящих приводов, которые практически устанавливаются в станках, перерегулирование в кривой переходного процесса скорости регулируемого привода не оказывает влияния на качество переходного процесса в следящем режиме. Поэтому установка корректирующей цепочки для устранения перерегулирования в приводах, предназначенных для работы в следящем режиме, не является необходимой, более того, является нежелательной с точки зрения ухудшения динамики привода по возмущению.
Зона адаптации в электроприводе начинается в диапазоне скоростей, соответствующем напряжению задания U3ад<0,3 В, при этом происходит уменьшение постоянных времени Т и Т0 соответственно за счет уменьшения постоянной' интегрирования регулятора скорости Тл и увеличения коэффициента пропорционального усиления Кп. Настройка переходного ^процесса скорости в зоне адаптации производится прн Сзад<0,1 В потенциометрами П19 и П21 таким образом, чтобы сохранить качественный вид кривой переходного процесса скорости тем же, что н в диапазоне скоростей, соответствующем Сзад>0,3 В.
Электропривод БТУ3601
Структурная схема и логарифмическая амплитудная характеристика линеаризованной системы автоматического регулирования электропривода БТУ3601 аналогичны приведенным на рнс. 9.8 н рис. 9.19 структурной схеме и JIAX элект-
40 |
I(MC) |
Го 40 во го |
Ot/MUH |
Со/мин |
© |
© |
40 |
T(Mc) |
Го <ю бо So |
Рис. 9.25. Рекомендуемые. кривые переходных процессов скорости электропривода БТУ3601
Ропривода ЭТ6. Практическая линеаризация системы осуществляется включением на входе СИФУ нелинейного звена, в результате чего совместный коэффициент передачи нелинейного звена н тиристорного преобразователя остается приблизительно постоянным в зонах прерывистого н непрерывного токов.
Настройка переходного процесса тока в контуре тока производится согласно рекомендациям, приведенным в разделе «Методика настройкн электропривода БТУ3601» четвертой главы. Отметим еще раз, что время переходного процесса тока определяется постоянной интегрирования контура тока, которая подбирается при настройке путем изменения величины конденсатора С7 в цепи обратной связи операционного усилителя регулятора тока (с уменьшением С7 пропорционально уменьшается время переходного процесса то^са, и наоборот). Величина резистора R22 в цепи обратной связи ОУ РТ зависит от величины конденсатора С7 и определяется при настройке из условия сохранения постоянной времени цепн обратной связи ОУ РТ T0E = C7-R22, равной Гв. С другой стороны при заданной С7 увеличение R22 приводит к увеличению форснровочной способности РТ и соответственно к увеличению перерегулирования в кривой переходного процесса тока. При этом время переходного процесса тока остается практически неизменным. Регулятор тока можно считать настроенным правильно, если кривая переходного процесса тока достигает установившегося значения за 3—4 импульса тока, тогда для дальнейшей настройкн PC можно принять постоянную времени контура тока 7 = 3 мс. .
Настройка PC, связь параметров PC с постоянными логарифмической амплитудной характеристики Т и Те, а также влияние Ti и Тс на кривую переходного процесса скорости соответствуют аналогичным вопросам, изложенным применн - - тельно к электроприводам ЭТ6 и «Кемрон». Постоянную времени цепи обратной связи ОУ PC рекомендуется выдерживать 7"ос = Г1= (3-f-5) Ti, т. е. при 7=3 мс в диапазоне (94-15) мс. В отличие от РТ влияние элементов цепн обратной связи ОУ PC (RIO, С4), на кривую переходного процесса скорости является противоположным, т. е. время переходного процесса скорости определяется величиной R10 '(с увеличением R10 время переходного процесса скорости уменьшается), а величина С4 зависит От R10 и находится при настройке нз условия сохранения постоянной времени Г0с в заданном диапазоне. В то же время увеличение С4
(TI) при заданном RIO приводит к уменьшению перерегулирования в кривой переходного процесса скорости, и наоборот, с уменьшением С4 (Ti) перерегулирование возрастает. При этом время переходного процесса остается практически постоянным.
В соответствии с изложенными рекомендациями была произведена настройка РТ н PC преобразователя БТУ3601 с высокомоментным двигателем электропривода «Кемрон» (при правильной настройке кривая переходного процесса скорости не зависит от типа двигателя). Кривые переходных процессов скорости приведены на рис. 9.25. Постоянная времени цепи обратной связи PC принята равной 8 мс. Коэффициент пропорционального усиления PC, соответствующий кривой 1, подбирался таким образом, чтобы качественный вид кривой переходного процесса наиболее близко соответствовал настройке системы регулирования на симметричный оптимум. Кривая 2 получена увеличением коэффициента пропорционального усиления PC в два раза. Кривые переходных процессов скорости, попадающие в диапазон между приведенными кривыми, могут быть рекомендованы прн настройке.