КОМПЛЕКТНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОДАЧИ ТИПА «МЕЗОМАТИК»
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
Рис. 7.1. Общий вид привода «Мезоматик» |
Электроприводы типа «Мезоматик» производства ЧССР (рис. 7.1) выпускаются в одно-, двух - и трехосевом исполнении и предназначены для приводов подач металлорежущих станков с ЧПУ.
Типоразмеры привода охватывают ряд номинальных моментов двигателей от 10 до 125 Нм.
В комплект привода входят: '
— тнристорный преобразователь типа RTT;
— высокомоментный двигатель постоянного тока типа 3SHAT со встроенными тахогенератором, резольвером и электромагнитным тормозом;
— силовой трансформатор типа TNC, общий независимо от числа координат;
— уравнительные дроссели типа LSE
— коммутационные дроссели типа LTE..
В случае однокоордииатного исполнения коммутационный дроссель ие поставляется.
Тиристориый преобразователь конструктивно выполнен иа единой раме, требующей двустороннего обслуживания.
Типовое обозначение электроприводов:
Р х Н R jrxx. А
Дополнительный знак
Код номинальных моментов по осям:
1 — 10 Нм 3 — 17 Нм 5 — 28 Нм 7 — 56 Нм 9— 125 Нм |
2—13 Нм; 4 -21 Нм; 6 — 42* Нм; 8 - 85 Нм; |
Реверсивный
С двигателем серии 3SHAT Количество координат Привод
Пример обозначения привода:
P3HR 444А — трехкоординатный электропривод в комплекте с двигателями с номинальными моментами Мном=21 Нм.
При многокоординатиом исполнении привод может комплектоваться двигателями с различными моментами Мнем-
Все основные технические характеристики привода соответствуют требованиям «Интерэлектро».
Описание работы преобразователя
Преобразователь выполнен по одноконтурной схеме регулирования только с регулятором скорости. Характерной особенностью привода является работа в зоне прерывистых токов при нагрузке вплоть до номинального тока во всем диапазоне частот вращения, что исключает влияние электромагнитной постоянной времени и, как следствие, позволяет создать простую одноконтурную схему без регулятора тока.
Управление приводом — согласованное нелинейное в зоне рабочих частот вращения и раздельное в зоне ускоренных перемещений.
У
Блок-схема привода приведена на рис. 7.2, где PC — регулятор скорости; ИНВ — инвертор; СИФУ— система нмпульсно-фазового управления; Б НТО — Блок нелинейного токоограинчения; ТП — тиристориый преобразователь; TP — силовой трансформатор; Lyp — уравнительный дроссель; Lhom — коммутационный дроссель; Я — электродвигатель; ТГ — тахогенератор; Т—электромагнитный тормоз; Р — резольвер; БП — блок питания. _ "
Прежде чем приступить к подробному описанию принципиальной схемы преобразователя, сделаем важное замечание: в преобразователе принято независимое поплатное обозначение элементов схем, всегда'начинающееся с номера одни, поэтому в полной схеме много операционных усилителей, сопротивлений н конденсаторов с одинаковыми обозначениями. Следует быть внимательным при изучении и наладке привода..
Обозначение плат преобразователя следующее:
V21 — входные фильтры; Z-14A — регулятор скорости; G-08 — система им - пульсно-фазового управления. Имеется две платы СИФУ, раздельно для анодной и катодной групп преобразователя:
Z-16A — нелинейное токоограннчение;
Е-24 — источник питания.
Силовая схема (рис. 7.3) преобразователя выполнена по реверсивной трех - импульсной однополупериодной схеме выпрямления.
Нагрузкой преобразователя является специальный высокомоментный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов типа «Альиико», обладающий высокими перегрузочными свойствами. Двигатель имеет две дополнительные сериесные обмотки, осуществляющие его подмагничивание.
По этой причине он имеет три вывода: общий А2 (красного цвета) и раздельные 1Д (черный) и 2Д (белый). Переключение последних недопустимо, в противном случае произойдет размагничивание двигателя. При необходимости изменения направления вращения двигателя при неизменной полярности задающего напряжения производится переключение каналов СИФУ. .
Следует помнить, что при разборке двигателя и тахогеиератора происходит нх размагничивание. Избежать этого можно, если вставить в статор стальную болвашку соответствующего диаметра либо при повторной сборке производить намагничивание (инструкция приводится в паспорте электропривода).
Силовой трансформатор включен по схеме «треугольник — зигзаг», что позволяет исключить поток вынужденного намагничивания и дает экономию в сечении магиитопровода. ,
Коммутационные дроссели исключают влияние приводов друг на друга в случае многокоординатного исполнения при работе от. одного общего силового трансформатора.
Встроенный электромагнитный тормоз предназначен только для работы в аварийных ситуациях.
Номинальный момент двигателя при питании от трехпульсной схемы выпрямления уменьшается в К=/ор//эф раз по сравнению с питанием от гладкого постоянного напряжения.
Регулятор скорости (Z-14A) выполнен в виде - пропорционально-интегрального регулятора и реализован на операционном усилителе XI (рис. 7.4).
Регулятор имеет четыре входа:
Uп — вход подключения задающего сигнала;
<Утн — вход подключения сигнала обратной связи по скорости; U, n, Ут — входы для суммирования - при необходимости дополнительных задающих воздействий.
Рис. 7.3. Силовая схема |
Все входы связаны с PC пассивными /?С-фнльтрами (плата V-21). Максимальное входное напряжение фильтров составляет ±10 В. Так как тахогеиератор на максимальной скорости имеет выходное напряжение, равное ±24 В, то предусмотрен делитель на сопротивлениях R4 и R5.
Транзисторы Т1 и Т2 работают в диодном режиме и предназначены для ограничения максимального выходного напряжения PC. Величина ограничения определяется сопротивлениями R16, R17 и R18, R19 в соответствии с полирностью выходного напряжения. Для балансировки регулятора служит потенциометр R8.
Реле В2 предназначено для создания нулевых начальных условий интегрирования.
Передаточная функция регулятора имеет вид:
_ Z0C(P) Ш+~рСГ 1+рЯЮ-СЗ 1+рТ0С ------------------------- — --------------------------------------
ZB*(P) № + R7 P(R3 + R7)CS РТя
Постоянная времени цепи обратной связи Toc-Rl0-C3 определена заводом - изготовителем привода н изменять ее ие рекомендуется. Влияние Го с на качество переходного процесса рассмотрено в главе 9.
Настройка регулятора осуществляется подбором постоянной времени интегрирования Тя в зависимости от момента инерции конкретного механизма.
Подбирая величину конденсатора СЗ, необходимо обязательно изменять величину R10, чтобы сохранить постоянство Т0с.
Операционный усилитель ХЗ выполняет роль инвертора с коэффициентом передачи, равным единице.
Выходные напряжения XI и ХЗ являются управляющими для СИФУ анодной и/катодной групп преобразователя.
Как уже отмечалось, в структуре привода отсутствует регулятор тока, что связано с его работой в зоне прерывистых токов. Из теории тири - сторных электроприводов известно, что наклон внешних характеристик преобразователя в режиме прерывистого тока резко возрастает (рис. 7.5). Это можно интерпретировать возрастанием во много раз активного сопротивления преобразователя и,-как следствие, стремлением к нулю электромагнитной постоянной времени
Гэ=
Ля
Это же явление можно объяснить и другим способом, рассмотрев реакцию привода на скачок задании в режиме прерывистого тока. Если скачком изменить задающее напряжение Uзад, то не позже чем в следующем полупериоде питающего Напряжения установится новый режим преобразователя,
Так как к следующему импульсу управления ток в цепи будет равен нулю. Характер реакции преобразователя аналогичен случаю активной нагрузки. В этом случае можно говорить об исчезновении электромагнитной постоянной времени и исключить в приводе регулятор тока.
Блок нелинейного токоограиичения Z-16A (рис. 7.6) выполнен на операционных усилителях XI и Х2 и предназначен для ограничения величины максимально допустимого тока двигателя в функции частоты вращения и в соответствии с коммутационной кривой. Блок подключается параллельно регулятору скорости PC.
Ток, протекающий в якоре двигателя, определяется разностью напряжения преобразователя и противо-ЭДС двигателя и сопротивлением якорной цепи.
П, Off мин |
Рис. 7,5. Внешние характеристики привода |
Пренебрегая падениями напряжения от перекрытия анодных токов на вторичной обмотке силового трансформатора и вентилях, можно записать
Кбыходу PC |
Рис. 7.6. Схема блока нелинейного токоограиичения |
Если считать, что Яя — const, то иа основании информации о частоте вращения двигателя, снимаемой с тахогеиератора и пропорциональной величине ЭДС двигателя, можно определить минимально допустимый угол управления а, ограничив тем самым величину напряжения U и, следовательно, величину тока.
Расчетная схема одного канала БНТО приведена на рнс, 7.7. Выведем зависимость выходного напряжения Uo от напряжения, снимаемого с тахогеиератора,
RI+R2 |
RI+R2 |
Ua = K0UTr — К 0Еси — К„ U О
ЛЗ+Л4
Или
R2
RI+R2
1
R4 |
Ка Ur |
Яз—Я4 |
R4RI+R2) R(R3+RA) |
R2 Rl |
И0 |
Ит |
Я„ |
К0 + RI+R2
В реальной схеме величина напряжения смещения £см снимается с потенциометров R4 и R9, а роль сопротивления R3 играют потенциометры R29—R32 В зависимости от квадранта работы привода.
Зависимость 1/0=/(£/тг) во всех четырёх квадрантах работы приведена на рис. 7.8. Здесь же показана статическая характеристика регулятора скорости.
Диоды Д1+Д4 позволяют производить раздельную регулировку по квадрантам.
Жирными линиями на рис. 7.8 показаны процессы пуска и реверса. В вы-
/
Прямительном режиме величина Елв, Соответствующая напряжению Upc на диаграмме, уравновешивается разностью между напряжением выпрямителя Uв и падением напряжения InR, т. е. ЕПв = иъ—Ш. Видно, что обеспечивается обратная зависимость допустимого тока от частоты вращения,
В инверторном режиме ЭДС Елв, Равна сумме напряжения инвертора [/и и падения напряжения в якорной цепи Eas = Un+IR. Несколько большее значение начального тока торможения объясняется нелинейностью согласования групп преобразователя.
Если в переходных режимах соблюдается неравенство U%C<U0, то токоограничение не работает (заперты диоды Д5 и Дб). Прн UPc>U0 открывается один из диодов Д5 или Д6 И схема БНТО шунтирует выход регулятора скорости, снижая его выходное напряжение до допустимой величины, а следовательно, и величину тока якоря. .
Осциллограмма огибающей тока при пуске а реверсе показана на рис. 7.9.
На операционных усилителях ХЗ и Х4 выполнена схема индикации работы токоограничення (рис. 7.10). При работе БНТО через диоды Д7 или Д8 открывается транзистор Т1, в коллектор которого может включаться сигнальная лампочка.
Система импульсно-фазового управления G-08 предназначена для формирования и синхронизации подачи управляющих импульсов на силовые тиристоры. Блок-схема! одного канала СИФУ показана на рис. 7.11, а диаграмма, ее работы иа рис. 7.12. В состав СИФУ входят:
— формирователи Фа, ФВ и Фс;
— генератор пилообразного напряжения ГПИ (ОУ XI);
— компаратор (ОУ Х3)
— схемы совпадения и формирователи импульсов.
Рис. 7.7. Расчетная схема БНТО |
Рис. 7.8. Характеристика БНТО |
Кратко рассмотрим принцип работы схемы. На вход формирователя Фа, (рис. 7.13) подается вектор синхронизирующего, напряжения фазы. Л, положительная полуволна которого открывает транзистор Т1, и отрицательная полу
волна вектора напряжения фазы В,' стремящаяся закрыть транзистор. В итоге открытое состояние транзистора Т1 наступит в момент равенства этих двух напряжений. Открытое рабочее состояние транзистора имеет длительность 120° и синхронизировано с силовой фазой А (рис. 7.14).
Аналогично работают формирователи Фв и Ф векторы подаваемых входы синхронизирующих напряжений приведены на рис. 7.13 в скобках.
Напряжения формирователей дифференцируются конденсаторами С1—СЗ, и положительные импульсы запускают ждущий генератор пилообразного напряжения. В момент прихода положительного импульса ГПН насыщается до нижнего отрицательного порогового уровня, и начинается перезаряд конденсатора цепи обратной связи С4 от источника смещения. Этот процесс продолжается до прихода следующего положительного импульса. На компараторе ХЗ происходит суммирование сигналов регулятора скорости, ГПН и напряжения смещения. Время переключения компаратора из отрицательного иасыщеиня в положительное, определяющее момент формирования управляющего импульса, зависит от величины напряжения регулятора скорости С/ро и напряжения смещения, UCM-
Рис. 7.9. Диаграмма пуска и реверса |
Рис. 7.10. Схема индикации ннчения |
Работы токоогра- |
С на их |
Как видно из рис. 7.12, положительная и отрицательная амплитуды пилообразного напряжения неодинаковы по величине, поэтому нри увеличении управляющего напряжения происходит «срыв» управляющих импульсов инвертор - ной группы, т. е. происходит автоматический переход от согласованного управ - . ления к раздельному.
I
I I
Выходное напряжение компаратора дифференцируется, и положительные импульсы через диоды Д10, Д11 и Д12 поступают на схемы совпадения, выполненные на транзисторах Т4 и Т5, Т7 и Т8, Т10 и ТП, где логически умножаются с выходными сигналами формирователей. Совпадение положительного дифференцированного импульса с нулевым рабочим уровнем формирователя определяет момент' открывания импульсного усилителя (транзисторы Т6, Т9, Т12) и, следовательно, фазу управляющего импульса.
Схема совпадения и усилителя приведена на рис. 7.15.
Второй канал СИФУ работает аналогично.
Начальный угол запаздывания зажигания «о и, следовательно, величина начального тока в группах преобразователя и якорной цепи выставляются потенциометром R26 (рис. 7.16). При больших значениях этого тока улучшаются динамические характеристики, но заметно увеличивается вибрация, поэтому следует принять компромиссное решение. Для двигателя с номинальным моментом 17 Нм рекомендуемая величина начального тока А.
Следует подчеркнуть, что наличие переменного тока, а следовательно и переменного момента, при нулевой скорости благоприятно, сказывается иа уменьшении неравномерности вращения при малых скоростях в случае больших значений трении покоя.
Рис. 7.11. Блок-схема СИФУ |
Принципиальной особенностью электропривода типа «Мезоматик» является способ изменения направления вращения двигателя при неизменном задающем напряжении. Как уже указывалось ранее, переключение выводов якоря двигателя приведет к его размагничиванию, а это недопустимо.
Изменение направления вращения осуществляется за счет переключения каналов. управления СИФУ, которое выполняется перепайкой перемычек на задней печатной плате. Прямому вращению соответствует распайка 1—2, 3—4, а обратному 1—4, 2—3. Естественно, необходимо также изменить полярность обратной связи по скорости, т. е. переключить выводы тахогене - ратора. '
Источники питания. Питание схемы управления преобразователем осуществляется двумя стабилизированными выпрямителями с выходными напряжениями ±15В н нагрузочной способностью 400 мА и иестабили - знрованным выпрямителем напряжением 15В для питания реле и сигнализации.
Выходное напряжение стабилизированных выпрямителей регулируется потенциометрами R3 и R4. Источники имеют внутреннюю токовую защиту от перегрузки.
Методика наладки электропривода «Мезоматик» в регулируемом режиме
- Несмотря на то что комплектные электроприводы серии «Мезоматик-А» проходят иа заводе-изготовителе «MEZ» (г. Брно) тщательную наладку на эталонном двигателе и. настройку оптимального переходного процесса, при установке привода на конкретный механизм вновь необходимо - проверить его работоспособность и провести необходимые регулировки, связанные с изменением приведенного к валу двигателя момента инерции механизма. Кроме того, необходимо сфазировать обратную связь по скорости, задать Нужные направления вращения, отрегулировать уравнительные токи и др.
ИА(ие, ис)*г |
UB(UC,UA)"* VI |
К ГПН |
К схеме $ |
Рис. 7.13. Формирователь |
'синур |
Т1 |
Рис. 7.14. Диаграмма работы формирователя |
V, |
Ниже приводится рекомендуемая последовательность выполнения операций при пуске электропривода в эксплуатацию:
193 |
1. Выполнить монтаж внешних соединений в соответствии с рис. 7.17 и комплектностью поставки привода.
7 Заказ 4546
2. Провести внешний осмотр всех компонентов электропривода, проверить надежность контактных и разъемных соединений.
3. Проверить сопротивление изоляции силовых цепей (при отключенном тиристор - ном преобразователе).
4. Подать напряжение на катушки электромагнитных тормозов, растормозив двигатели.
5. Отключить все автоматические выключатели и вытащить из преобразователя все платы.
6. Проверить правильность чередования фаз напряжения синхронизации, для чего:
6.1. Отключить двигатели от силовых клемм преобразователя 10, И, 12 и 14, 15.
6.2. Подать напряжение синхронизации U, V, W и проверить наличие прямого чередования фаз.
7. Проверить правильность чередования фаз силового напряжения питания, для чего:
Аедлокировт R2
3301 А В |
Преобразователь тиристорный - R3TT Wf А |
Рис. 7.17. Схема подключения электропривода |
1Н Г
J______ . REVER | |
R4 ■ 6,8 K- |
Щ R8 Э. Г D S 36(1) |
WVER |
V-2t
V-21
Рис. 7.18. Расположение контрольных точек Z-14A и V-21
Разователя и вторичной обмотке силового трансформатора. При правильном подключении наприжение между точками а—1, Ь—2, с—3; а—4, Ь—5, с—6 и а—7, B—8, с—9 должно быть равным нулю.
7.4. Убедиться, что между любыми другими парами зажимов существует линейное напряжение вторичной обмотки силового трансформатора, равное 270 В.
Примечание. При включении электропривода всегда следует сначала подавать напряжение синхронизации U, V, W и потом силовое питание А, В, С. При выключении последовательность обратная.
8. Проверить блок питания и синхронизации, для чего:
8.1. Отключить силовое питание.
8.2. Вставить плату В-24.
8.3. Подать напряжение синхронизации U, V, W и замерить следующие напряжения на задней печатной панели тиристорного преобразователя:
— синхронизирующее трехфазное напряжение в точка* 12, 13, 14 и 15, 16, 17 относительно узловой точки 25. Величина напряжения ~ 11,2 В;
— линейное напряжение питания выпрямителя дли реле блокировки привода в точках 28, 29 и 30. Величина напряжения ~11,5 В;
— линейное напряжение питания выпрямителя стабилизированного источника питания в точках 18, 19 н 20 для выхода— 15 В и в точках 22, 23 и 24 для выхода +15 В; величина напряжения ~ 16,3 В; "
— выходное напряжение постоянного тока питания реле блокировки между точками 31 и 32. Величина напряжения 13,5 В;
— выходное стабилизированное напряжение +15 В между точками 27 и 25 И —15 В между точками 26 ъ-25. Точная настройка стабилизированных напряжений ±15 В ±0,1 В производится регулировкой резисторов R3 и R4 после 20- минутной работы источников под нагрузкой (все платы в кассете вставлены). Величина пульсаций напряжений должна быть менее 20 мВ.
9. Проверить работу системы импульсно-фазового управления (генератора зажигающих импульсов G-08). ■
T |
В кассете преобразователя на каждую координату установлено по две платы G-08. Первая управляет анодной группой тиристоров, вторая — катодной. Нумерация контрольных точек в плате идет последовательно сверху вниз.
Контрольная точка
Гомс |
GAMc |
О, ©
Мс |
6,6т
6.6т
Рис. 7.19. Осциллограммы сигналов в контрольных точках платы G-08
Поскольку в платах G-0& отсутствует нулевая контрольная точка, наблюдение сигналов следует проводить относительно контрольной точки <0 вольт» любой другой платы.
Для проверки СИФУ необходимо обеспечить на ее входе нулевое напряжение управления, для чего следует блокировать регулятор скорости (реле блокировки В2 выключено) н установить нулевое задающее напряжение.
9.1. Вставить в кассету все блоки преобразователи и проверить напряжение в контрольных точках КТ1 и К. Т5 платы регулятора скорости Z-14A (рис. 7.18). Эти напряжения являются входными для блока, СИФУ и не должны превышать 20 мВ. В противном случае следует проверить работу PC (см. пункт 10);
9.2. Осциллографом наблюдать форму напряжений в контрольных точках КТ1-КТ6 (Рис. 7.19): . '
(KTl-I-KT3) —выходные напряжения формирователей (Т1-~ТЗ)
КТ4 — синхроимпульсы запуска генератора пилообразного напряжения;
КТ5 — пилообразное напряжение (OY XI);
КТ6—выходное напряжение компаратора (OY ХЗ).
Напряжения в точках КТ1-7-КТ6 платы G-08 анодной и катодной групп сдвинуты относительно друг друга на 180 эл. град.
В случае несоответствия напряжений рис. 7.19 необходимо провести более тщательную проверку работы всех элементов по тракту схемы.
Единственным внешним элементом настройки платы СИФУ является потенциометр R26 напряжения смещения компаратора. Этим потенциометром производится регулировка начального угла зажигания тиристоров.
9.3., Установить начальное значение угла аНач. Эта операция выполняется по сигналу в контрольной точке КТ6. Задний фронт сигнала КТ6 фиксирован и определяется моментом перехода через ноль синхронизирующего напряжения. Передний фроит необходимо установить на величину 1,4 мс от заднего фронта регулировкой потенциометра R26. При этом напряжение в КТ7 составляет около —1,3 В. Следует учитывать, что эта регулировка является предварительной, так как окончательная настройка угла аНач производитси по величине начального якорного тока и рассматривается в дальнейшем.
9.4. Проверить наличие и форму выходных импульсов управления тиристорами. Длительность импульсов около 0,25 мс, амплитуда на первичной обмотке импульсного трансформатора 30 В, на вторичной 2-г4 В в зависимости от индивидуальных характеристик тиристоров.
10. Проверить работу регулятора скорости (Z-14A) и входных фильтров (V-21), для чего:
10.1. Вытащить плату токоограничения Z-16 А.
10.2. Тумблером деблокировки проверить срабатывание реле В2.
10.3. Блокировать привод и подать на его вход Ur задающее напряжение величиной 10 В. Убедиться, что напряжение в контрольной точке К. Т1 регулятора скорости неизменно равно нулю. Медленное увеличение напряжения говорит о том, что PC не блокирован.
10.4. Деблокировать привод и подать на его вход задающее напряжение величиной 0,5 В. Наблюдать медленное насыщение PC до величины 11-4-12 В.
10.5. Убедиться, что выходное напряжение изменяет полярность при реверсе задающего напряжения.
10.6. Потенциометром R8 произвести балансировку регулятора скорости. При этом подключить цепь обратной связи по скорости, установить нулевое задающее напряжение и блокировать регулятор.
Величина выходного напряжения в точке КТ1 не должна превышать 0,5 мВ, а в точке КТ5 10 иВ.
10.7. Проверить работу схемы ограничения максимального выходного напряжения PC, для чего при деблокированном приводе подать задающее напряжение ±10 В на вход Ut. Наприжение иа выходе в КТ1 должно быть 11,4ч - 11,5 В,-а в КТ5 отличаться от него не более чем на ±1%. При необходимости подобрать величины сопротивлений R16, R17 и R18, R19 для отрицательного и положительного выходного напряжения соответственно.
10.8. Проверить регулирование переднего фронта импульса в KJ6 платы СИФУ при изменении величины задающего напряжения.
10.9. Проверить величину минимального угла зажигания тиристоров amin.
Ы. мин, огр |
Рис. 7.20. Форма сигнала в КТ6 платы G-08 в режиме ограничения «mm
К
0,вмс |
6,6 мс
220 мс |
Рис. 7.21. Переходная характеристика скорости при реверсе UaАд |
Контрольная точка |
0 -Z-MA |
(£)- V-21 |
Наблюдая форму сигнала в КТ6 платы СИФУ при' насыщенном регуляторе скорости (рис. 7.20). В этом случае угол amin=30°+arnin. orp^45 эл. град. Следует помнить, что осциллограмма рис. 7.20 наблюдается только на одной из плат G-08.
На второй плате компаратор ХЗ насыщен до напряжения —13,5 В. При изменении полярности задающего напряжения формы сигналов плат G-08 меняются местами.
10.10. Окончательно убедиться в правильной работе регулятора скорости, наблюдая форму сигнала в КТ1 платы Z-14 А (рис. 7.21) при- многократном реверсе задающего сигнала величиной ±0,5 В н деблокированном приводе.
11. Проверить работу платы нелинейного токоограничения (Z-16 А).
Расположение контрольных точек и регулировочных сопротивлений на плате показано на рис. 7.22.
11.1. Вставить плату Z-16A.
11.2. Деблокировать привод.
11.3. На вход Uг подать задающее напряжение величиной +(2-г-3) В и потенциометром R4 выставить напряжение —7,8 В±0,2 В в контрольной точке КТЗ Платы Z-16 А (то же в К. Т1 платы Z-14A). Эта регулировка устанавливает максимальную величину тока якоря при нулевой скорости.
11.4. Изменить полярность задающего напряжения и потенциометром R9 Выставить в КТЗ напряжение величиной +7,8 В±0,2 В.
11.5. Во входном фильтре V-21 отпаять сопротивление R4 н отключить тахо - генератор с вывода 5. Перемычкой 38—5 подать на вход БНТО напряжение —15В. (имитация сигнала тахогеиератора). Подать положительное задающее напряжение + (2+3)В и потенциометром R30 установить в КТЗ напряжение — 9В (режим пуска). Изменить полярность, задающего напряжения и потенциометром R32 установить в КТЗ Напряжение +2,7В (режим торможения).
11.6. Снять перемычку 38—5.
11.7. Перемычкой 7—5 подать на вход БНТО напряжение +15 В (имитация сигнала тахогеиератора). При задании —(2+3) В потенциометром R31 установить в КТЗ напряжение +9 В (режим пуска). Изменить полярность задающего напряжения на +(2,+3) В и потенциометром R29 установить в КТЗ напряжение —2,7 В (режим торможения).
11.8. Снять перемычку 7—5, запаять иа место сопротивление R4.
На этом проверка и предварительная настройка плат преобразователя за - канчивется.
12. Подключить двигатель к преобразователю таким образом, чтобы вывод 1Д (черного цвета) был подключен к клеммам 10, 12 или 14, а вывод 2Д (белого цвета) к клеммам 11, 13 или 15 в зависимости от налаживаемой координаты. Неправильное подключение может привести к размагничиванию двигателя.
ВНИМАНИЕ! Все работы, связанные с подключениями и пайкой, производить только при выключенном силовом напряжении.
В |
REVeR |
(<b)R3! |
[Q)R2S |
>tp © |
(® Ш.2 |
Z-t, |
Рис. 7.22. Расположение контрольных точек и потенциометров платы Z= 16А |
13. Отрегулировать величину начального тока якоря электродвигателя при нулевой частоте вращения (в технической документации завода-изготовителя его называют уравнительным током. Не путать с классическим, уравнительным током, протекающим по преобразователю, минуя цепь двигателя, при согласованном управлении группами вентилей), для чего:
Рис. 7.24. Осциллограмма тока якоря и t/дад при реверсе
13.1. Снять с ножки 5 вывод тахогенератора, установить нулевое задающее напряжение и блокировать регулятор скорости.
13.2. Включить силовое питание.
13.3. Потенциометрами R26 в платах СИФУ (G-08) установить в анодной и катодной ветвях преобразователя равные по величине токи таким образом, чтобы длительность протекания тока была в два раза меньше длительности паузы.
Для двигателя с AfHoM = 17 Нм, • применяемого в серийных станках ГСПО, величина тока устанавливается равной 4 А. Большая величина тока ■ улучшает динамические характеристики привода, но при этом усиливаются вибрации, поэтому находят компромиссное решение.
13.4. Проконтролировать, чтобы все тиристоры находились в нормальном проводящем состоянии, наблюдая начальный ток в цепи якоря двигателя. Прн этом время протекания тока должно быть в два раза больше паузы (рис. 7.23).
14. Выполнить фазировку обратной связи по скорости, для чего:
14.1. Блокировать регулятор. .
№
|
Э |
T |
14.2. Переключить задатчик скорости со входа UT на вход Uff. При этом регулятор скорости будет иметь коэффициент передачи
— 6 |
К = |
ЯщгнА)
R2(V2l) + Ј2(Z14A)
14.3. Отключить с вывода 5 тахогенератор.
14.4. Установить задатчиком скорости минимально возможную частоту вращения и определить полярности задающего напряжения и вывода тахогенератора, отключенного от точки 5. Для получения отрицательной обратной связи полярности должны быть противоположны.
14.5. Вернуть на вход Ur задатчик скорости, подключить тахогенератор и проверить работу привода во всем диапазоне, плавйо изменяя задающее напряжение для обеих полярностей.
15. Проверить наличие дрейфа при нулевой частоте вращения, для чего установить нулевое задающее напряжение н деблокировать регулятор.
В случае, если набл to дается вращение вала электродвигателя со скоростью, большей чем 0,1 об/мин, потенциометром R8 В плате СИФУ (Zrl4A) отрегулировать частоту вращения до минимально возможной величины.
16. Проверить и отрегулировать кривую токоограничения, для чего:
16.1. Установить в цепь якоря двигателя шунт.
16.2. Подключить к шунту осциллограф с памятью луча таким образом, чтобы общий вывод осциллографа был соединен с зажимом, идущим к нулевой точке силового трансформатора.
16.3. Установить максимальное задающее напряжение ±10 В и осуществить реверсы электродвигателя.
16.4. На экране осциллографа наблюдать кривую тока якоря (рис. 7.24). Потенциометрами R9, R31, R29 и R4, R30, R32 иа плате БНТО (Z-16 А) установить допустимые для конкретного двигателя величины начального тока торможения, максимального тока и конечного тока пуска.
На рис. 7.24 показано назначение потенциометров для варианта распайки перемычек, определяющих направление вращения: 4—3, 2—1. При перекрестной распайке перемычек 4—1, 2—3 потенциометры платы Z-16 А, относящиеся к осциллограмме положительного тока якоря, будут относиться к осциллограмме отрицательного тока, и наоборот.
Величины токов рис. 7.24 соответствуют электродвигателю с Миом = 17 Нм и номинальным током /ном = 28 А.
17. Проверить и при необходимости установить масштаб частоты вращения.
Данная регулировка бывает необходима, если нужно точно выдержать соотношение максимального задающего сигнала к максимальной частоте вращения, либо установить специально другое соотношение. Масштаб скорости определяется соотношением делителя R4, R5 напряжения тахогенератора во входном фильтре СV-21).
Для понижения максимальной скорости необходимо уменьшить R4, а для повышения—уменьшить величину сопротивления R5.
18. Проверить и при необходимости настроить переходный процесс по частоте вращения.
Оптимальный характер переходного процесса (рис. 7.25) настраивается иа заводе-изготовителе для каждого типоразмера двигателя с дополнительным моментом инерции. При этом в цепи обратной связи регулятора скорости подбираются соответствующие величины сопротивления R10 и конденсатора СЗ.
Рис. 7.25. Оптимальная настройка переходного процесса |
На практике обычно не возникает необходимости изменять эти параметры.
Однако иногда возникают ситуации, когда по причине невысокого качества сборки механизма управляемого приводом к валу двигателя прикладывается момент нагрузки, зависящий от угла поворота. В этом случае заметно ухудшается плавность перемещения узлов. Это особенно характерно для привода «Ме - зоматик», имеющего худшие динамические характеристики по сравнению с другими приводами (Кемрон, ЭТУ3601, ЭТ6С).
Для улучшения равномерности вращения необходимо увеличить коэффициент пропорционального усиления регулятора скорости, одиовремеиио сохраняя неизменной постоянную времени цепи обратной связи PC. Конкретные величины цепи обратной связи для привода P3HR-444 А приведены в табл. 7.1.
Таблица 7.1
|
Равномерность вращения оценивается по форме сигнала тахогеиератора. При этом следует помнить, что если неравномерность вызвана оборотными пульсациями момента нагрузки, то частота соответствующих им провалов будет прямо пропорциональна частоте вращения.
После подбора коэффициента пропорционального усиления, обеспечивающего плавность перемещении еще раз убедиться, что электропривод устойчиво работает во всем диапазоне скоростей.
На этом иаладку привода в регулируемом режиме можно считать законченной.
Общая принципиальная схема электропривода «Мезоматик» приведена на рис. 7.26.
Преобразователь Импульсов Контрольная mowa Л>ема Ножка разъема КТЗ |
Зажигающих t//*v7t//rbcof 6-08 |
Tfj-^lilksE? j Гси-У Xv* I
I ___________________ ■§
4 I
RlilirJJi-i |
L------- i I______ J |
1 |
I , « 1 I III |
Регулятор напряжения Е-24 |
® |