ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ФУНДАМЕНТЫ
Фундаменты, как из камня, так и из бетона, имеют свои недостатки, упомянутые выше. До сих пор, фундамент получал меньше внимания со стороны строителей из природных материалов, чем стены, но теперь созрели возможности для исследования и экспериментов. Два прогрессивных типа фундамента, не являющихся «природными», хотя и кажутся пригодными для самана в некоторых обстоятельствах, включают утрамбованные автопокрышки и мешки с землёй.
Утрамбованные автопокрышки.
В последние годы много экспериментировали с использованием автопокрышек в качестве строительного материала. Архитектор из Нью Мексико Мичел Рэйнольдс разработал стиль, названный «Earthship,» в котором для большинства внешних стен используются автопокрышки, набитые землёй. Они обычно утоплены и
завалены землёй, что делает их наиболее подходящими для сухого климата.
Плотно утрамбованные автопокрышки, заполненные землёй. Колья служат якорями для саманной стены. |
Для фундамента под саман делается всего два или три яруса шин, сложенных поверх рва с каменной кладкой или изолированных по дну каким-нибудь водонепроницаемым материалом, чтобы предотвратить капиллярное заполнение шин водой. Шины укладываются так, чтобы они касались друг друга, затем каждая забивается слегка влажной землёй с помощью молота. Средняя автомобильная шина вмещает около 135 кг земли. Второй ярус, положенный «ложечной перевязкой» подобно кирпичам, должен соответствовать ниж-
Нему ярусу по форме. Фундаменты из набитых шин, стабильны и прочны. Считается, что они сейсмически устойчивы, поскольку они могут немного смещаться при землетрясениях, и будут возвращаться в исходное состояние.
К сожалению, у фундаментов из набитых шин столько же недостатков, сколько и преимуществ. Первый - чрезвычайно тяжёлая работа по наполнению шин. Сильный человек может заполнить одну шину приблизительно за час постоянного утрамбовывания, а большинство из нас устают и разочаровываются после заполнения единственной шины. Шины слишком широки для несущих стен, что может создать трудности в изящном оформлении дополнительной ширины. Их размер и форма ограничивают Вашу возможность управлять формой и конфигурацией всего строения. Кроме того, может оказаться трудным приклеивать к резине глиняные материалы, как, например, саман и штукатурку. Многие люди беспокоятся о влиянии на здоровье возможных выделений из резины шин.
Мешки с землёй.
У набитых землёй мешков больше преимуществ перед шинами и с ними меньше проблем. Для этой цели может быть использовано много разных видов мешков, от волоконных мешков из-под кофе до тканых полипропиленовых мешков. Последние
Фундамент из мешков с землёй или песком. |
Можно найти в продаже, довольно дешево. Надер Халили, исследовавший эту технологию в Калифорнийском Институте Земляного Искусства и Архитектуры (Са1-Еаг1И), покупает рулоны рукавной плёнки. Используя рукава вплоть до 9 м. длиной, он строит купола и своды из мешков с землёй, которые оказываются устойчивыми к дождям, наводнениям и землетрясениям. Поскольку мешки могут быть заполнены чем угодно, от песка с гравием
До тяжелой глинистой почвы - это разносторонняя и недорогая технология.
Используете короткие или длинные мешки, заполняйте их на месте слегка влажной землёй, затем сшивайте закрытые концы гвоздями или просто устанавливайте их плотно друг к другу, чтобы они не открывались. По завершении каждого яруса, утопчите его ногами, а затем уплотните сверху тяжелой трамбовкой. Этот процесс значительно легче, чем трамбовка шин. Для дополнительной устойчивости к землетрясениям, уложите непрерывные жилы колючей проволоки между каждым ярусом мешков. Это не только не даёт мешкам проскальзывать, но и усиливает прочность на растяжение вдоль всего основания, помогая поддерживать строение в целом.
Недостатки этой системы по большей части связаны с долговечностью. Волоконные мешки, хотя и нетоксичные и сделанные полностью из восстанавливаемых материалов, разлагаются при намокании. Полипропиленовые мешки, хоть и не гниют, быстро портятся от ультрафиолетового света. К счастью, полипропилен - сравнительно чистая пластмасса и разлагается на безвредные компоненты. Защищая мешки «солнцезащитным кремом» грязи сразу после укладки, а затем, покрывая их земляной или известковой штукатуркой, можно предотвратить разложение.
Ещё одно беспокойство - это возможность влаги мигрировать через ткань мешка и либо вызывать расширение и движение глиняной почвы, либо, просачиваясь вверх, насыщать собой основу самана.
В дождливой северо-западной Калифорнии, где мешки с землёй популярны благодаря их устойчивости к землетрясениям, я адаптировал следующий подход. Сначала я строю ров с каменной кладкой, который хорошо осушается. Сверху заполненного рва я укладываю один или предпочтительно два яруса мешков, заполненных гравием (круглые дренажные камни размером 3 см или меньше, хотя раздробленные камни скальной породы тоже подойдут), создавая наземное продолжение подножия рва с каменной кладкой. Если нужна большая высота, положите дополнительные ярусы заполненных почвой мешков. Чтобы улучшить склеивание между скользкими мешками и саманом, в верхний ярус вбиваются толстые деревянные колышки. Хотя мы и восторгаемся дешевизной, быстротой и лёгкостью такого фундамента, долговечность и водостойкость их остаются недоказанными.
Каждый из этих типов фундамента, при определённых обстоятельствах, имеют серьезные недостатки. Мы пока не нашли прочный, нетоксичный, устойчивый к землетрясению фундамент, который можно легко сделать из доступных на месте материалов. Решить эту проблему можно путём адаптирования активной и строгой научно-исследовательской работы, испытывая новые системы и новые комбинации материалов, в надежде разработать фундамент, прочный и безвредный как камень, устойчивый к землетрясению, как усиленный бетон и такой же лёгкий, как мешки с землёй. Другой вариант - это делать как наши предки на всей планете, забыть о постоянном месте для дома, допуская, разрушение жилья, грациозно возвращаясь на землю каждую пару поколений, не оставляя никаких некрасивых и токсичных обломков.