РЕГУЛИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
В нашей культуре мимолётного мы тоскуем по стабильности и уважаем всё, на чём есть отпечаток времени, резонанс возраста. Люди чувствуют комфорт не только при наличии вечных материалов, но и при наличии ощущения стабильности дома, даже нового. У большинства новых домов нет связи с местом и временем. Они не отображают истории.
Наше сознание реагирует на вид, запах, звук, ощущение качеств нового дома, возможно, из-за недостатка генетически закодированных узнаваемых признаков и комфорта. Генетической реакцией на новые условия является тревога. ТРЕВОГА! Наше подсознание говорит нам, что присутствует не тестированное предложение. Мы находимся на постоянном взводе, готовые бежать или драться.
Не удивительно, что люди неестественно ведут себя в аэропортах и кафе быстрого питания, они крайне дезориентированы новизной и очевидной неестественностью места, у которого нет корней во времени, а потому оно сбивает с толку и не комфортно.
При создании дома тревожная реакция не совместима с необходимой нам уютной, заботливой и безопасной атмосферой. Тревожные сигналы в большинстве стандартных зданий исходят от нескольких источников. В основном от неестественной геометрии, запахов химикатов и звуков механизмов, сырости новых материалов, которым не дали состариться, и самих зданий, не связанных с землёй под ними.
Нам нужно быстро привести новое строение в гармонию с его временным, пространственным и экологическим окружением, чтобы мы подсознательно распознавали непрерывность исторических и природных циклов времени. Вот несколько приёмов, дающих ощущение прочности и постоянства, даже на ранней стадии.
Приветствуйте обонятельный ландшафт. Запахи и ароматы района и ближайшей среды того места, где мы находимся, важны для связи с нашими чувствами. Их нужно впустить в дом. Три способа достижения этого: (а) храните новые, токсичные, промышленные материалы снаружи, чтобы они не скрывали местных, постоянных, комфортных запахов; (б) привлеките естественные запахи места в дом, путём установки нескольких открывающихся окон или расположив дом поближе к исконным местным запахам, которые Вам нравятся (например,
входной дверью к благородному лавру, к запаху солнца на камнях, к цветам, растущим за окном, кухней - к дикорастущей мяте); (в) используйте местные ароматические материалы при строительстве - нелакированный кедр в душевой кабинке, непокрытая соломенная изоляция потолка, плодоносящее дерево, растущее в доме, и время от времени цветущее весь год.
Примите ритмы ландшафта.
Присмотритесь внимательно к формам и ритмам окружающего ландшафта, проанализируйте их, затем постарайтесь следовать им в общей форме дома, в частности, линией крыши. Это одинаково работает и для города. Старайтесь сделать так, чтобы линия крыши издалека виделась ниже горизонта. Это даёт лёгкое ощущение, что природа всё ещё доминирует.
Стройте медленными фазами.
Чем миниатюрнее Вы строите, тем проще дому будет ассимилироваться. Начните с малого, затем подправляйте план согласно тому, что говорит Вам участок, добавляя небольшие секции только по мере появления потребности в них с годами. Таким образом, лишь малая часть экосистемы будет меняться в отдельно взятый момент, что даст другим частям восстановиться.
Формируйте участок по мере строительства.
По мере строительства дома вносите необходимые изменения, чтобы дом непрерывно гармонировал с окружающими формами. Не ждите, пока дом будет готов. Синхронное изменение участка по мере строительства приведет к уменьшению шансов допустить крупные
Крыша из кедровой щепы Сана Рея Келли в ошибки. Вы прояВите больше
Тропическом лесу Вашингтона заботы об окружающей земле, а
Дом будет расти вместе с окружением. Вы можете использовать землю, полученную от выравнивания полов, патио или дорожек для изготовления саманных стен. К моменту завершения дома изменения уже утрясутся и усядутся, деревья укоренятся, а виноград созреет.
Многолетние растения.
Посадите многолетние растения прямо возле стен как можно раньше, даже до того, как дом будет готов. Шпалерные фруктовые деревья, виноград на подпорках, плющ, извивающийся по стенам - всё это физически связывает структуру с основанием. Засейте трещины тротуара до самой двери. Если Вы не готовы посадить хрупкие молодые деревца в строительной зоне, или не до конца продумали, где что будет, привезите деревья во временных кадках. Во время активного летнего роста хмель, посаженный возле дома, вырастет до шести метров за первый год, а стволовые бобы вырастают в зависимости от сезона. Среди быстро растущих фруктовых деревьев персики самые быстрые, в западном Орегоне у нас бывает прирост до двух метров за первый сезон, благодаря сливу кухонных сточных вод на корни персиковых деревьев. Бамбук обеспечивает высокое мгновенное вечнозелёное укрытие.
Ограничьте расстояние от дома, на котором можно сажать растения, от которых вода может брызгать на стены, особенно там, где стены долго сохнут. В Новой Зеландии мы видели саманное общежитие XIX века для стригалей овец на грани разрушения, потому что на теневой стороне слишком близко рос кустарник.
Используйте визуальные зацепки.
Целенаправленно создавайте визуальные зацепки, которые будут вписывать дом в ландшафт. Приютите строение возле чего-нибудь старого - более старого дома, большого дерева, каменного валуна, может, берега речки или изменения уровня земли.
В городе деревянный забор, похожий на соседние заборы по стилю и гармонирующий со стройматериалами дома, соединит Ваш новый дом с другими заборами или домами. В селе цельная саманная стена вокруг сада делает чудеса
- физическое расширение здания в окружающую экосистему, как укреплённые основания античных кедров в тропическом лесу Орегона. Если на Вашем участке есть обнажённая каменная порода, то фундамент из этой же породы визуально закрепит здание, кирпич даст тот же результат, если кругом кирпичные дома, улицы или тротуары.
Выбирайте материалы с возрастом, или стареющие.
Со временем, строительные материалы естественным образом стареют и разрушаются, предоставляя почву для новой жизни. Вы можете ускорить этот процесс, выбрав старые материалы, либо бывшие в употреблении, либо пролежавшие на
складе долгое время. В Уэльсе каменщиков, ремонтирующих зазоры в каменных стенах дренажа, учили отделывать стену на 10-20% камнями, покрытыми мхом. Благодаря этому, следов ремонта совершенно не видно. Чтобы сравнять вид новой секции черепичной кровли со старой, используйте 20% черепицы старого дома. Это накладывает печать времени на всю крышу. Пятна лишая на некоторых черепицах предотвращают появление тревожного чувства от созерцания совершенно новой конструкции. Чтобы ускорить появление лишая, растущего на каменных породах, новые сланцевые крыши исторически красились смесью простокваши и коровьего навоза для обеспечения питательных веществ и удержания влаги. После этого лишай мгновенно покрывает эту трудно пробиваемую поверхность.
Там где мох является местной флорой, наличие подходящей подложки (кедровые щепки, например) позволяет этому растению сначала быстро покрыть самые холодные и влажные участки крыши, а затем постепенно распространиться и на более сухие зоны. Сан Рей Келли, создавая натуральные дома в тропических лесах штата Вашингтон, делает щепки для сайдинга из гниющих кедровых пеньков, затем крепит их старыми концами наружу, выставляя изъеденную грибком древесину. Его дома быстро приобретают вид, дающий ощущение завершённости в природном процессе, вместо претензий на бессмертность. "А не сгниёт ли моя крыша от этого?" Да, но ведь она сгниёт в любом случае. Совсем недавно Коб Коттедж экспериментально построила живые крыши из БРОМ с местным мхом, раскиданным по нему.
Живые крыши могут озеленяться очень быстро, закрепляя новый дом в течение нескольких дней. Чтобы всё было зелёным, засейте крышу быстро распространяющимися растениями и часто поливайте, пока не укоренятся. При появлении угрозы от немецких бомбардировщиков, британцы во время Второй мировой войны раскатывали дёрн над ангарами с самолётами, делая их почти невидимыми с воздуха. Некоторые из них сохранились до сих пор там, всё ещё невидимые.
На видных частях дома показывайте встроенные элементы, которые очевидно стары - сплавной лес для перемычки входной двери, проеденный червями, с ржавеющими железками, торчащими наружу, порог из закалённого железа XIX века, или вручную обтёсанные балки для обеденного стола. Используйте старые резные таблички, кирпичи с печатями марки изготовителя, уникальные реликвии доиндустриального времени. Крепите их на уровне глаз, на углах, на пороге у входа, там, где посетители будут ждать в одиночестве. Даже следы от гвоздей на старом сайдинге или остатки краски на старой двери - всё это придаёт ощущение связи с прошлым.
120