Доклады о будущих и современных технологиях
ЗАКАЗНОЕ БАНКРОТСТВО: КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ МОШЕННИЧЕСТВО
А. А. Смирнова
Научный руководитель - А. А. Киселев, канд. пед. наук, профессор Ярославский государственный технический университет
Конкурентная борьба в российском бизнесе не всегда бывает честной и законной. Одним из наиболее успешных способов устранить конкурента является заказное банкротство компании, имеющей долги перед контрагентами.
Объектами такого рода мошенничества часто становятся предприятия, у которых имеются высоколиквидные активы (чаще всего недвижимость) или же большие перспективы роста компании в будущем. При этом перед началом процедуры преднамеренного банкротства предприятие может и не испытывать серьезных финансовых проблем: достаточно иметь всего одну непогашенную задолженность на сумму более 100 тысяч рублей со сроком более трех месяцев. Этих условий, в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6 Закона № 127- ФЗ) достаточно, чтобы иск кредитора о банкротстве был принят к рассмотрению.
На практике известно много случаев, когда некоторые организации добиваются банкротства должника, чтобы «освободится» от конкурента. Так, к примеру, арбитражным судом Тульской области по заявлению Ефремовского отделения Сбербанка РФ было возбуждено дело о банкротстве в отношении ОАО «Ефремовский химический завод» (далее - ОАО «ЕХЗ»). ОАО «ЕХЗ» на территории Тульской области является крупнейшим и уникальным предприятием по производству серной кислоты и жидких комплексных удобрений (ЖКУ), одним из трех в России. Подаче заявления о признании банкротом данного должника содействовала московская фирма с целью «подавления» конкурента. Аналогичная ситуация была и в Ярославской области, когда организация-конкурент «Ярдорстрой» была инициатором заявки банкротства ГДУ (Городского Дорожного Управления).
Для минимизации риска заказного банкротства следует принимать следующие меры: не допускать просрочек кредиторской задолженности, вести анализ коэффициентов платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности, стремиться локализовать внутрикорпоративные конфликты на уровне топ-менеджмента, контролировать величину чистых активов, дабы она не превышала размер уставного капитала и разделить бизнес на несколько юридических компаний, являющихся элементами единой структуры.