Доклады о будущих и современных технологиях
ВЛИЯНИЕ ЗАПАСА МОЩНОСТИ НА РЕСУРС ПАР ТРЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ
С. А. Гусятинский, И. С. Басалов
Научный руководитель - В. А. Бодров, д-р техн. наук, профессор Ярославский государственный технический университет
При выпуске в обращение автомобиля производитель закладывает ресурс до капитального ремонта транспортного средства, ориентируясь на двигатель. Однако в базовых (идеальных) условиях автомобиль практически не работает и заложенный ресурс при эксплуатации значительно снижается, поскольку режимы работы автомобиля различны и находятся во всем поле внешней скоростной характеристики.
В литературе имеется зависимость скорости изнашивания от нагрузки (мощности). Зависимость близка к экспоненциальной с тенденцией к увеличению скорости изнашивания с ростом нагрузки, что доказывает влияние моЩнОсти на ресурс автомобиля.
Однако учитывать фактор скорости изнашивания в зависимости от моЩнОсти без величины совершаемой при этом работы нецелесообразно (отсутствует связь с условиями эксплуатации), поэтому на основании ^ математического анализа результа - « '
TOC o "1-5" h z тов испытаний дизельных двигате - =
Лей ЯМЗ построена зависимость, '
Представленная на рисунке.
1 X -/ О 100 200 300 400 500 600 70П 800 900 f000
Например, имеется два двигателя 300 и 600 кВт мощностью соответственно. Выполнение работы в 100 Дж. в номинальном режиме (0,75 Ne) для первого будет означать износ в паре ВКК-ГЦ 2,4 мкм, для второго 1,37 мкм. Таким образом, увеличение запаса мощности в два раза позволило снизить интенсивность изнашивания (а следовательно и увеличить ресурс) на 33%.
Исследование показывает, что увеличение мощностных характеристик, а именно запаса мощности приводит к снижению интенсивности изнашивания и увеличению ресурса пар трения агрегатов автомобиля. Однако, предел максимальной моЩнОсти двигателя ограничивается экономическими соображениями. Увеличение стоимости автомобиля с двигателем повышенной моЩнОсти не должно превышать экономического эффекта в стоимостном выражении от снижения затрат, связанных с увеличением пробега до капитального ремонта и снижением расхода топлива, за счет эффективного использования мощностных показателей двигателя.