Доклады о будущих и современных технологиях
ВИБРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ, УСТАНОВЛЕННОГО НА УПРУГОМ ОСНОВАНИИ
Е. С. Титов, А. И. Яманин
Научный руководитель - А. И. Яманин, д-р техн. наук, профессор Ярославский государственный технический университет
К одной из важных проблем относится вибрационное и шумовое загрязнение окружающей среды, куда наибольший вклад вносит автомобильный и железнодорожный транспорт. Одним из наиболее значимых источников вибрационного и шумового излучения является силовая установка с двигателем внутреннего сгорания. Существенным источником шума является вибрация наружных поверхностей корпусных деталей, в том числе, двигателя.
Проанализированы известные способы установки двигателей на автомобильном, судовом, авиационном и железнодорожном транспорте. Выявлено, что весьма актуальной и до сих пор до конца не решенной является задача снижения вибрации и шума, возникающего при работе двигателя в составе силовой установки тепловоза. Рассмотрены методы расчета колебаний двигателя на упругом основании аналитическим или численным способами. Показано, что наиболее информативным является применение для этих целей метода конечных элементов в явной постановке с учетом контактного взаимодействия деталей и быстропеременного характера нагружения. Сформулирована задача расчета вибрации тепловозного двигателя в низкочастотной области, описана созданная модель двигателя с генератором на раме силовой установки (рис. 1).
Проанализированы также конструктивные способы виброизоляции, среди которых наиболее разнообразными по устройству, частотным характеристикам и пр. являются амортизирующие упругодемпфирующие опоры.
Рис. 1. Модель двигателя с генератором на раме силовой установки |