Доклады о будущих и современных технологиях
ВАРЯГИ И СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
А. С. Заволгин, В. Ю. Крутецкий
Научный руководитель - В. Ю. Крутецкий, канд. ист. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
Для понимания закономерностей существования любого государства необходимо знать условия и предпосылки его происхождения. В отечественной исторической и юридической науке со времен М. В. Ломоносова нет единства мнений о происхождении Древнерусского государства и роли, сыгранной в этом процессе норманнами - варягами.
К основным признакам государственности у наших предков до прихода в 862 г. на Русь варягов можно отнести следующие:
1. Относящиеся к VI в. известия о трех протогосударственных образованиях у восточных славян - Славии, Куявии и Артании.
2. Наличие суверенитета и политического начала в древнерусском обществе, с очевидностью вытекающего из факта призвание в 859 г. варягов новгородскими словенами, которыми ранее варяги были изгнаны.
3. Отсутствие на Руси скандинавского права и его институтов.
4. Существование у восточных славян - одного из древнейших народов мира - древней и устойчивой связи с определенной территорией.
5. Г осударственным языком Руси был не шведский, а русский язык.
6. Зафиксированный источниками еще в I в. н. э. обычай славян выплачивать своим вождям особый налог-ругу, составлявший одну сотую имущества каждой семьи.
7. Религиозная и культурная общность восточнославянских племен.
Перечисленные факты позволяют сделать вывод о том, что Древнерусское государство возникло благодаря самобытному политическому творчеству русского народа, а не в результате иностранного завоевания, которого не было.
Находясь между Европой и Азией, славянские племена подвергались постоянным военным нашествиям и грабежам со стороны степных кочевников и северных пиратов, поэтому сама история вынудила их выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны и поддержания порядка.
Древнерусское государство возникло из территориальной сельскохозяйственной общины. В его основании лежало два политических начала социального общежития: единоличное или монархическое в лице князя и демократическое - представленное вечевым собранием народа.