Доклады о будущих и современных технологиях
СОЗДАНИЕ СИЛЫ ТЯГИ И СИЛЫ ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ
М. А. Кручина, Е. М. Павлова
Научный руководитель - Н. Н. Симаков, д-р физ.- мат. наук, профессор Ярославский государственный технический университет
Теория управления автомобилем базируется на простых физических законах. По второму закону Ньютона, изменить импульс тела можно только, подействовав на него внешней силой. С другой стороны, движение автомобиля обеспечивается имеющимся внутри него двигателем, тормозной и другими системами. Мы рассмотрим два парадокса: как внутренние силы и их моменты обеспечивают разгон и торможение автомобиля.
1. Создание силы тяги заключается в том, что крутяЩиЙ момент, создаваемый двигателем, через механизмы трансмиссии передается на ведущие колеса автомобиля, вызывая их вращение. В области соприкосновения колеса с дорогой из-за крутящего момента, приложенного к колесу, возникает обусловленная трением сила ¥тр, с которой колесо толкает дорогу назад (см. рис.). В то же время по третьему закону Ньютона со стороны дороги возникает продольная реакция ^тяги, равная по абсолютной величине силе Fp, но направленная противоположно.
Сумма этих внешних сил ^тяги по всем ведущим колесам передается на ведущие мосты и вызывает разгон и движение автомобиля, поэтому называется результирующей силой тяги.
2. Создание силы торможения. Механизмы тормозной системы автомобиля представляют собой устройства, работа которых основана на использовании силы трения между вращающимися и неподвижными частями. В результате срабатывания привода на тормозных механизмах появляется сила, которая на дисковом механизме сжимает колодками диск, на барабанном механизме разводит колодки, заставляя их прижиматься к барабану. Сила трения между колесом и колодками создает внешний по отношению к колесу крутящий момент, замедляющий вращение колеса, уменьшающий угловую скорость ю его вращения и, вместе с ней, скорость
V = mR поступательного движения автомобиля.