Доклады о будущих и современных технологиях
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА
Д. Л. Смолкина, В. Н. Проскурин
Научный руководитель - В. Н. Проскурин, канд. пед. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
Одно из самых распространенных определений творчества - определение по предмету или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового. Творчество можно рассматривать в различных аспектах: как предмет, как процесс и как подготовка.
Как предмет - это то, что создано. Это не только материальные вещи, но и духовные (идеи, решения), которые могут и не найти своего материального воплощения.
Как процесс творчество имеет признаки технические, экономические, например, снижение себестоимости, повышение рентабельности; социальные - обеспечение условий труда, жизни, учения; психологопедагогические, например, развитие нравственно-этических качеств, эстетических чувств, интеллектуальных и физических способностей.
Процесс подготовки характеризуется для участников обучения (педагог - ученик) как целеустремленный, упорный, напряженный труд, который требует мыслительной активности, развития интеллектуальных способностей, волевых черт, высокой работоспособности.
Основными факторами, побуждающими ребенка к творчеству, являются сила потребности (мотивация) и вооруженность ученика, студента основополагающими знаниями, умениями и навыками той области, в которой протекает творческий процесс. Чтобы выявить это, нами было проведено исследование. Оно определило, что основой творческого потенциала любого человека является его детское творчество. Это первоначальная ступень развития его будущей творческой деятельности. Таким образом, если ребенка в условиях правильного педагогического руководства развивать творчески, то он разовьется как творческая личность. Вторым условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Это возможно, если воспитатель сам является творческой личностью. Третьим условием является наличие у воспитателя высокой общей культуры, которая поможет ему создать атмосферу творчества. Г лавный враг творчества - страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу ребенка. Другой враг творчества - это чересчур высокая самокритичность, боязнь ошибок. Родителям надо помнить, что оШиБки их ребенка неизбежные спутники его достижений. Четвертое условие развития творческого потенциала ребенка - это его лень и пассивность. Все, что им делается, должно делаться с полной самоотдачей.