Доклады о будущих и современных технологиях
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-658 И ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ SCR ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМ ПО ВЫБРОСАМ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ EURO-4
Н. О. Тугаринов, А. П. Перепелин Научный руководитель - А. П. Перепелин, канд. техн. наук,
Ст. преподаватель.
Ярославский государственный технический университет
Последние 20-30 лет технический прогресс двигателестроения определяется главным образом необходимостью выполнения постоянно ужесточающихся норм на выбросы вредных веществ с отработавшими газами.
Применение в конструкции двигателя современной топливной аппаратуры, внедрение мероприятий по совершенствованию рабочего процесса, применение системы рециркуляции газов (EGR) или системы селективной каталитической нейтрализации отработавших газов (SCR) позволяют обеспечить уровень экологических показателей, соответствующих нормам Евро-4 и выше по выбросам вредных веществ.
Технология селективной каталитической нейтрализации (SCR) основана на впрыске строго дозированного количества реагента AdBlue (водный раствор мочевины) в поток отработанных газов в присутствии катализатора (пентаоксид ванадия), в результате чего происходит химическая реакция превращения вредных оксидов азота (NOx) в безвредные вещества - азот и воду. Преимуществом системы SCR по сравнению с системой EGR, является возможность получения более высокого КПД дизеля, т. е. снижения удельного расхода топлива, а также минимальных изменений в конструкции дизеля.
В работе рассматриваются мероприятия по доводке базового семейства дизелей ЯМЗ размерностью 130/140 до экологических параметров EURO-4 (Правила ЕЭК ООН № 96-02, № 49-05) с использование системы селективной каталитической нейтрализации отработавших газов (SCR) на транспортном средстве потребителя.
Основной причиной, по которой была выбрана система SCR дообра - ботки отработавших газов для обеспечения норм EURO-4, явилась необходимость минимальной модификации производственного оборудования и оснастки на ЯМЗ.