Доклады о будущих и современных технологиях
РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ВТО
Ю. Г. Ромали, С. В. Шкиотов
Научный руководитель - С. В. Шкиотов, канд. экон. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
22 августа 2012 года вступил в силу протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации. Таким образом, после 18-летнего переговорного процесса Российская Федерация стала 156-м членом ВТО.
Одним из ключевых вопросов переговорного процесса присоединения России к ВТО стала поддержка агропромышленного комплекса (АПК), поскольку правительство считает экспорт продовольствия одной из стратегических задач развития России.
До вступления в ВТО модель поддержки АПК в России имела свои специфические особенности. Явный приоритет в господдержке российское правительство отдавало производителям животноводческой продукции, в ущерб растениеводству (исключение - сахарная свекла). Данная политика ставила растениеводческую продукцию в неравные условия с конкурентами из других стран. Одной из особенностей являлся и сам механизм поддержки сельхозпроизводителей. Основную ее часть российские сельхозпроизводители получали благодаря превышению внутренних закупочных цен над мировыми ценами на аналогичную продукцию. Российская модель поддержки АПК плохо вписывается в принципы ВТО, поскольку ключевым инструментом поддержки являлся механизм субсидий (прямых и косвенных), а ВТО существенно ограничивает непосредственное применение субсидий, поощряя применение мер поддержки более общего, не специфического характера (т. н. «зеленая корзина» мер). В России же более 70 % госрасходов на агропромышленный комплекс принадлежит «желтой корзине» и будут урезаны. По соглашению с ВТО расходы по желтой корзине не могут превышать 4,4 млрд. долл., до 2015 года 9 млрд. долл.
В условиях открытости рынка, европейские производители, приспособившиеся к условиям ВТО, получат существенные конкурентные преимущества. Таким образом, снижение государственной поддержки АПК, неприспособленность к условиям ВТО и настойчивая конкуренция со стороны иностранных производителей может существенно повлиять на отрасль и привести к ее распаду. Низкая конкурентоспособность российской продукции сельского хозяйства не только приведет к ограничению экспорта продовольствия, но и ставит под угрозу продажу отечественной продукции на территории страны.