Доклады о будущих и современных технологиях
РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ ЭВФЕМИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
М. А. Фролова
Научный руководитель - Н. Е. Реброва, ст. преподаватель
Рыбинский государственный авиационный технический университет
Им. П. А.Соловьева
Эвфемия представляет собой особую речевую стратегию, предполагающую словесное доминирование говорящего с опорой на принцип коммуникативного сотрудничества и использующую приНциПы убеждения, внушения и манипуляции. Основной целью данной стратегии является языковое воздействие на адресата, в ходе которого происходит изменение представлений последнего об окружающей действительности.
В наШи дни эвфемистические слова и выражения, прИшЕдШиЕ на смену традиционным, отличаются нейтральностью и смягчённостью, они максимально свободны от негативных оттенков значения. Вероятно, это обусловило тот факт, что эвфемия активно реализуется в современном деловом общении, в частности в сфере туризма. Например:
1. «Очередь в разгар сезона - это не место ожидания, а новые знакомства, неожиданные встречи, интересное общение и определение планов на вечер». Объявление в холле гостиницы пытается снять напряжение с помощью переосмысления ситуации. Очевидному и всем известному факту присваивается новый смысл, удобный для адресанта смысл.
2. «В ряде случаев мы сталкиваемся с деструктивным поведением, угрожающим безопасности полетов». Словосочетание «деструктивное поведение», смысл которого может быть не вполне ясен реципиенту, используется в данном случае вместо общеизвестного слова «агрессия», что препятствует возникновению негативных ассоциаций и способствует нейтральному восприятию информации.
Применение эвфемии в процессе современной коммуникации в сфере сервиса и туризма базируется на принципе вежливости и желании обеспечить эффективное взаимодействие между участниками коммуникативного акта. Эвфемия в данной сфере выполняет аргументативную фунКциЮ (термин М. А. Корчевской). В результате, негативная составляющая полностью вытесняется положительным аргументом, который должен убедить в целесообразности исходного явления. Изучение эвфемии в сфере сервиса и туризма позволяет, с одной стороны, адекватно оценить воспринимаемую информацию, а с другой, эффективно взаимодействовать с собеседником в сфере профессионального общения.