Доклады о будущих и современных технологиях
РАЗРАБОТКА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ТЕПЛОВОЗА
А. В. Русаков, А. А. Павлов
Научный руководитель - А. А. Павлов, канд. тех. наук, доцент Ярославский государственный технический университет
В современной России дизельные двигатели получили тотальное распространение в грузовом автомобилестроении, судостроении, тепловозостроении. Каждая конкретная вышеуказанная область применения дизельных двигателей предъявляет к ним свои требования по эффективным и габаритным показателям. Особо здесь следует отметить, что одни из самых жестких требований предъявляются к дизельным двигателям, которые предназначаются для тепловозов. Каждый из заявленных эффективных и габаритных показателей дизельного двигателя формируется на стадии его проектирования в первую очередь путем тепловых и динамических расчётов.
В итоге целью данной работы является тепловой и динамический расчет дизельного двигателя тепловоза. При достижении указанной цели выполнены соответствующие тепловой и динамический расчет дизельного двигателя тепловоза со следующими параметрами: компоновка и количество цилиндров - 12V; диаметр цилиндра - 140 мм; ход порШнЯ - 175 мм; угол развала цилиндра - 60°. Тепловым расчетом дизельного двигателя тепловоза с вышеуказанными параметрами установлена его эффективная мощность, а именно Ne = 872,2 кВт (при этом удельный эффективный расход топлива составил ge = 0,207 кг/кВт - ч). Далее выполнен анализ уравновешенности двигателя, в ходе которого, задавшись порядком чередования вспышек 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9, выяснили, что двигатель уравновешен по всем параметрам (отсутствуют неуравновешенные силы инерции поступательно движущихся масс 1-го и 2-го порядка, а также силы инерции вращающихся масс и их моменты).
Кроме этого выполнен анализ изнашивания шатунных и коренных шеек и подшипников, с целью правильного расположения маслоподводящих отверстий. Осуществлен расчет крутильных колебаний, представляющих значительную опасность для двигателя (от них действия возникают дополнительные напряжения скручивания в коленчатом валу, способные привести к его разрушению).
В дальнейшее развитие работа получит в расчете агрегатов наддува, топливной аппаратуры и экологических характеристик проектируемого двигателя.