Доклады о будущих и современных технологиях
ПЯТИТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕНЕГО СГОРАНИЯ
М. Н. Кочергин, И. И. Самхан
Научный руководитель - И. И. Самхан, д-р техн. наук, профессор Ярославский государственный технический университет
Современные тенденции развития ДВС связаны с повышением их экономичности, снижением токсичности отработавших газов, уменьшением массы и габаритных размеров, повышением частоты вращения коленчатого вала и степени сжатия.
В работе исследовалась возможность повышения эффективности бензинового двигателя путем регулирования процессов сжигания топлива в цилиндрах и применения продолженного расширения продуктов его сгорания в надпоршневом пространстве. Для организации продолженного расширения в принятой нами расчетной модели используется 4-цилиндровый двигатель, в котором два цилиндра являются рабочими и два цилиндра являются расширительными. В рабочих цилиндрах осуществляется 4-тактный режимы, в то время как в расширительных цилиндрах продукты сгорания топлива, образовавшиеся в рабочих цилиндрах, используются для совершения дополнительной работы. Продукты сгорания поступают из рабочих цилиндров в расширительный по перепускному коллектору. Для создания модели исследования реконструируется двигатель ВАЗ-21124, в котором используется в качестве топлива природный газ и предусматривается повышение давления нагнетаемого воздуха. Исследование работы двигателя проводилось с помощью математической модели работающей совместно с программой Дизель-РК, которая была адаптирована для анализа процессов с продолженным расширением. Проведен расчет влияния угла опережения зажигания заряда в цилиндре двигателя в диапазоне от 10° до 0°, изменения давления воздуха во впускном коллекторе в диапазоне от 0,15 до 0,35 МПа и повышения степени расширения рабочей среды в диапазоне от 1,7 до 3 раз. Проведенный анализ показал, что при повышении степени расширения продуктов сгорания в цилиндрах двигателя в 2 раза при увеличении давления наддува воздуха до 0,3МПа, эффективный КПД возрастает до 54. Кроме того, в этом случае снижается эмиссия вредных газов N0* почти в 1,3 раза. Двигатель с продолженным расширением в надпоршневом пространстве цилиндра и регулируемыми режимами сгорания топлива не требует значительных изменений существующих технологий в производстве. Проведённые расчеты показывают газовый двигатель с продолженным расширением ваз-21124, близки с результатами, проведёнными экспериментально на бензиновом пятитактном двигателе.