Доклады о будущих и современных технологиях
ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
М. А. Бутина, Е. Ф. Трофимов
Научный руководитель - Е. Ф. Трофимов, канд. техн. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
Объектом исследования в работе выбрана функционирующая на ОАО Ярославский судостроительный завод СМК. Вышестоящим руководством даны указания по внедрению требований стандарта ГОСТ РВ 0015-0022012, регламентирующего обеспечение качества продукции военного производства. Согласно этому документу на предприятии следует обеспечить эффективное управление качеством продукции на основе статистических методов.
На основе рекомендаций руководства предприятия на ОАО «Ярославском судостроительном заводе» были выделены и проанализированы механический цех № 2 и сварочное производство. Именно эти производства являются ключевыми по обеспечению качества конечного продукта. По данным журналов по качеству цеха №2 проведен анализ несоответствий с помощью статистических методов, Для оценки возможности применения статистических методов была разработана форма контрольного листка, в которую были сведены данные журналов за 2012 год. Анализ показал наличие пяти основных видов дефектов. На основе «мозгового штурма», проведенного с работниками цеха, были разработаны диаграммы Исикавы, определяющие причины возникновения дефектов. В результате опроса мастера ОТК и заместителя начальника цеха выявлено, что дефекты появляются на тех деталях, для которых неверно выполнен чертеж или описан технологический процесс. При анализе сварочного производства также предложена форма контрольного листка. Анализ несоответствий, проведенный по данным журналов за 2-е полугодие 2012 года позволил выявить в качестве наиболее значимых четыре вида дефектов: поры, шлаки, непровары и трещины. Учитывая важность требований к обеспечению качества сварных соединений в судостроительном производстве цех обеспечивает 100 % контроль качества, что гарантирует качество конечной продукции (об этом свидетельствует отсутствие рекламаций от потребителя по данному виду работ). Однако различного рода «переделки» требуют оценки с точки зрения определения причин их появления. Для этих целей было предложено использовать диаграммы Парето и Исикавы.
Анализ полученных результатов позволит руководству повысить эффективность процессов в рассмотренных структурных подразделениях, а также распространить данные методики на другие процессы путем разработки и внедрения соответствующего стандарта организации.
РОЛЬ РУКОВОДСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА УСЛУГ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
И. И. Тютюнник, Е. Ф. Трофимов
Научный руководитель - Е. Ф. Трофимов, канд. техн. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
Объектом исследования является государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Ярославской области Красноперекопский психоневрологический интернат (КрПНИ).
В соответствии с принципами менеджмента качества руководитель несет ответственность за определение и доведение политики и целей, персональной ответственности и полномочий до персонала, разработку, внедрение и эффективное функционирование СМК. Высшее руководство обеспечивает наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности. Ключевой целью организации в области качества и основой его деятельности является непрерывное улучшение медико-социального обслуживания проживающих за счёт имеющихся внутренних ресурсов КрПНИ имеет следующие структурные подразделения: женское отделение, мужское отделение, отделение "Милосердие" и реабилитационное отделение.
В ходе исследования был проведен анализ должностных инструкций, положений отделений, организационной структуры, и проведено анкетирование руководителей. Целью анкетирования было исследовать понимание ответственности руководителями подразделений за качество реализации процессов в рамках функционирования СМК. Была разработана анкета для руководителей подразделений, чтобы на основании данных, полученных в результате анкетирования, выяснить уровень понимания руководителями подразделений своих должностных обязанностей.
Результаты анкетирования показали недостаточно четкое знание основных положений руководства по качеству и, в частности, матрицы ответственности и карты процессов.
Было определено, что для руководителей ключевых структурных подразделений поставщиком процессов является в основном администрация учреждения, а инициативных решений или решений, согласованных с другими подразделениями практически не принимается. В то же время одной из задач, которые следует решить в ближайшее время, является оценка уровня знаний основных нормативных документов по социальному обслуживанию населения, принятых в последнее время в РФ и в Ярославской области.