Доклады о будущих и современных технологиях
ПАРОВОЗ ЧЕРЕПАНОВЫХ
Е. С. Егоров, Б. А. Тюрин
Научный руководитель - Б. А.Тюрин, канд. ист. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
По железным дорогам России ежедневно перевозится более миллиона тонн груза, по функциональности её можно сравнить с кровеносной системой, которая доставляет до органов питательные вещества и кислород. Но для того чтобы переносить эти вещества по организму необходимо своего рода транспортное средство. Для кровеносной системы таким перевозчиком служит кровь, а для железной дороги - поезд. Двигающей силой железнодорожного состава является локомотив, который тянет за собой несколько десятков вагонов. На протяжении всей истории один вид локомотива сменялся другим, менялся вид топлива и вес груза, который он сможет возить. Эволюция железнодорожного тягача началась с паровозов. Паровоз использует в качестве двигателя паровые машины. Паровой котёл, в котором сжигается твёрдое или жидкое топливо, служит для создания пара с необходимым давлением и температурой. Такой пар приводит в действие поршень, движение которого посредством особого механизма превращается из поступательного во вращательное, в свою очередь которое вращает колёса паровоза. В мире было создано немало таких машин, однако я решил остановиться на нашем, первом российском паровозе, созданный крепостными мастерами.
Энтузиазм, смекалка и вера в собственные силы помогли Ефиму и Мирону (отцу и сыну) Черепановым добиться в разработке паровых машин, а впоследствии сконструировать паровоз. Первый паровоз Черепановых был создан в августе 1834 года. По некоторым показателям он превышал возможности европейских аналогов, Конструкторы пустили его по созданной ими же железной дороге, соединяющей медеплавильный завод и месторождением медных руд. Об их «сухопутном пароходе», тогда не было ещё названия «паровоз», была написана статья в «Горном журнале», издававшемся тогда в Петербурге. На первой модели Отец и сын Черепановы не остановились, в марте 1835 года был выпущен второй. Вторая модель отличалась большим размером и большей тяговой силой. Найденные чертежи и сведения свидетельствуют о том, что первые в Российской истории конструкторы паровоза были истинные мастера техники. Черепановыми было создано немало других паровых машин и металлообрабатывающих станков. К сожалению, их изобретениям тогда было мало уделено внимания со стороны царских чиновников, но их заслуга в развитие отечественной техники неоспоримо велика.