Доклады о будущих и современных технологиях
ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
И. А. Невзоров, М. С. Мальцева, Д. В. Туманов
Научный руководитель - Д. В. Туманов, канд. экон. наук, доцент Ярославский государственный технический университет
Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти.
Денежное обращение соединяет в себе как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.
Роль денежного обращения, его правильная организация проявляются в следующих моментах: отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы; способность обеспечивать сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров; характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию; хронический недостаток денежных средств у субъектов рынка для своевременной выплаты заработной платы и финансирования оборотных средств.
Денежное обращение России функционирует в нелегких условиях, характеризуемых определенным продолжением кризисных процессов в экономике и банковской системе, деформацией платежной системы страны. Сохраняются неплатежи, широко применяется бартер, иностранная валюта используется для накопления, сбережения, а также обслуживает очень значительную часть криминальной и теневой деятельности, применяются денежные суррогаты. На данном этапе основные усилия по развитию платежной системы в России следует направить на вытеснение из хозяйственного оборота бартера и суррогатов денег, создать условия для нормализации расчетов между субъектами рынка, причем инициативу в этом вопросе, ввиду ясно понимаемой экономической выгоды, должны проявить и сами хозяйствующие субъекты, а также задачей номер один является возвращение устойчивого доверия населения к кредитным организациям и предлагаемым ими услугам.