Доклады о будущих и современных технологиях
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ СВАЙ, ПОГРУЖЕННЫХ ГИДРОМОЛОТАМИ
П. О. Смирнова, С. А. Тумаков
Научный руководитель - С. А.Тумаков, канд. техн. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
При погружении забивных свай наиболее распространенными в строительстве механическими и дизельными молотами в определенные типы грунтов, такие как плотные пески, каменистые грунты, твердые глинистые грунты, возникают трудности по достижению сваями проектных отметок. Преодоление этих трудностей возможно при использовании в качестве рабочего механизма для погружения свай гидромолотов, применение которых в строительной практике началось в 70-е годы ХХ века.
В гидромолотах подъем ударной части производится регулируемым давлением жидкости. Она подается гидронасосом в пространство под поршнем основного гидроцилиндра, соединенного штоком с ударной частью. При рабочем ходе ударной части жидкость перетекает через перепускной клапан из полости гидроцилиндра под поршнем в полость над ним, сообщая работе машины эффект двойного действия. В отличие от дизельных молотов, практически вся энергия удара гидромолота превращается в работу по преодолению сопротивления грунта. Г идравлический удар, растянутый во времени, в сочетании с высокой частотой, позволяет преодолевать высокое сопротивление грунта, легко и уверенно забивать сваи в самые тяжелые грунты.
Актуализированный СНиП 2.02.03 и ГОСТ 5686 не содержат в себе указаний и расчетных формул по определению несущей способности свай погруженных гидромолотами. В то же время гидромолоты оборудованы приборами, позволяющими оперативно в процессе забивки контролировать несущую способность сваи на основании расчетных зависимостей:
(1) (2) |
Где Ба - отказ (проходка за удар), ^ - предельное сопротивление сваи, Еа - энергия удара.
Для подтверждения размера несущей способности сваи, определенного по зависимостям (1) и (2), параллельно проводятся испытания свай динамическим или статическим методами по ГОСТ 5686, с отступлением от требования ГОСТ по массовому погружению свай.