Доклады о будущих и современных технологиях
Н. А. БЕЛЕЛЮБСКИЙ. МОСТОСТРОЕНИЕ В РОССИИ
В. Г. Иванова
Научный руководитель - В. А. Копейкин, канд. техн. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
Николай Апполонович Белелюбский - выдающийся инженер, проектировщик и строитель мостов. Он работал над вопросами мостостроения не только теоретически, но был также энтузиастом внедрения новых вопросов теории в производство, участвуя в проектировании мостов, в их постройке и изучая свойства материалов, применявшихся на строительствах. Благодаря своим глубоким познаниям и неослабной энергии Белелюбский стал во главе развития мостового дела в России и сохранил это положение до конца своей жизни.
Положение равенства средних скоростей в главном русле водотока до и после постройки моста получило название первого постулата Белелюб - ского.
Н. А. Белелюбский впервые предложил и ввел в практику типовые пролетные строения мостов пролетом в свету от 25 до 50 саж. с интервалом в 5 саж. и типовую двухраскосную решетку их главных ферм. Это есть второй постулат Белелюбского.
Рациональность схемы мостового строения, проработка всех ее деталей, максимальная простота и дешевизна производства работ - суть его третьего постулата.
С 1869 по 1916 год по проектам Николая Апполоновича и при его участии было построено более 100 больших мостов, общая протяженность которых превышает 17 км; им опубликовано более 70 работ, посвященных расчету, проектированию, возведению и испытанию мостов.
Н. А. Белелюбскому принадлежит инИциАтива, замены железа сталью, причем отечественного производства, в результате которой с 1883 по 1887 год сталь была применена сразу на четырех строившихся тогда дорогах.
Сызранский мост долгое время был самым длинным (1436 м) в Европе и шестым по длине в мире, более 30 лет он был единственным путем сообщения с Заволжьем и Зауральем. Его проектирование и строительство стали школой и экзаменом для русских мостостроителей.
Совокупность исследовательских, проектных и строительных работ принесла Николаю Апполоновичу заслуженный авторитет среди русских и зарубежных мостостроителей; получивший официальное признание в 1892 году, он был избран бессменным председателем мостовой комиссии Министерства путей сообщения.
Мостостроение побудило к развитию железоделательную и цементную промышленность. В больших масштабах применялся бетон.