Доклады о будущих и современных технологиях
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ СТРАНЫ
А. А. Зайцева
Научный руководитель - В. В.Кочерова, ассистент
ЯФ Ленинградского государственного университета им. А. С.Пушкина
Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации. В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования. В сфере управления существует три общепризнанных модели управления: европейская, американская и японская. Японская и американская ШкОлы имеют свои преимущества и сторонников.
Сравнение двух видов организационных культур, доминирующих в большинстве американских и японских фирм, показывает, что в США господствует конкурентный тип культуры, а в Японии - культура сотрудничества или коллективистская культура. Этот вывод наглядно подтверждают принятые в Японии и США и абсолютно противоположные системы выплаты заработной платы.
В США заработную плату каждый менеджер получает за свой отдел и персонально назначает каждому работнику, который получает ее в конверте и не знает, какова оплата его коллег по работе. Задавать подобные вопросы в США неэтично. Это не способствует развитию духа взаимопомощи, а воспитывает установки на жесткую конкуренцию. Поэтому господствующий в США принцип менеджмента может быть охарактеризован как «каждый за себя».
В Японии заработная плата у всех работников данной должности с одинаковым стажем будет одной и той же, причем она не является секретом. Зарплата высшего руководства компании не может превышать зарплату рабочего более чем в 10 раз. Поскольку с повышением эффективности производства руководство фирмы повышает зарплату всем работникам, в Японии принято помогать друг другу. Максимальную заработную плату японский работник получает в возрасте 40-50 лет, поскольку считается, что в этот период он несет наибольшие расходы.
Таким образом, становится очевидным, что методы работы с персоналом напрямую влияют на деятельность организации, коммуникационные процессы между сотрудниками и, соответственно, на результативность труда рабочих. Взаимопомощь, присущая японской модели, и другие её факторы, выводит предприятия этой страны на лидирующие позиции по ряду показателей, что положительно сказывается как на имидже Японии, так и на её экономическом положении.