Доклады о будущих и современных технологиях
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ТУРИЗМЕ
М. А. Микрюков, Е. Ю. Вавилова
Научный руководитель - Е. Ю. Вавилова, канд. филос. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
Туризм является не только способом проведения досуга состоятельных граждан, он трансформировался в массовую коммуникативную практику, значимый социальный процесс. Межкультурный туризм имеет наибольшее распространение, его целью является знакомство с иной природной, этно-социальной, культурной реальностью. Туристическую практику следует отличать от классического представления о путешествии. Путешествие - это неограниченное передвижение в культурно-природной среде, глубокое внутреннее приобщение к иной картине мира. Ценность путешествия - это экзистенциальный опыт познания и сравнения культурных пространств, выявление их глубинных отличий. Туризм - ограниченное пространственно-временными рамками внешнее знакомство с иной культурой, основанное на посещении символически значимых ее объектов.
Межкультурная коммуникация в туризме имеет несколько основных аспектов: познавательный, ценностный, гуманистический, эстетический, потребительский. Познавательный аспект сосредоточен на получении конкретной информации о знаковых моментах истории интересующего объекта (информационная осведомленность). Ценностный аспект отражает сравнительный анализ господствующих идеалов, нравов в пределах интересующих культур, традиции их бытования. Гуманистический аспект выражается в устранении образа «чужого», возможного врага при непосредственном контакте с носителями иной культуры. Потребительский аспект существует как различение между туризмом и путешествием. Туристическая поездка - определенный вид товара, к которому за оговоренную стоимость предъявляются четкие требования. Путешествие - романтическая практика самопознания, выявления собственного сокровенного содержания через столкновение с непредвиденными ситуациями в бытии иной культуры. Также туристический бизнес - неотъемлемая часть мировой экономики, а для многих стран - стабильный источник государственного дохода. Перемещение в физическом пространстве, игровая составляющая туризма как возможность примерки несвойственных человеку паттернов поведения, созвучны социальной мобильности и социальной стратификации современного общества. Сегодня туризм является одним из способов организации мультикультурного глобального мирового сообщества.