Доклады о будущих и современных технологиях
МЕНЕДЖМЕНТ XXI ВЕКА: ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
А. И. Скороходова, А. Н. Савичева
Научный руководитель - А. Н. Савичева, канд. экон. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
В настоящее время профессия менеджера является одной из самых востребованных на рынке труда.
Понятие «менеджмент» возникло в российской теории и практике управления относительно недавно - с начала 90-х годов прошлого века. Его появление обычно связывают с переходом России к рыночной экономике. До этого момента на протяжении многих лет функционирования командно-административной системы имела место недооценка теории и практики управления.
Основы современного менеджмента были заложены еще в начале двадцатого века, а существенные прорывы в развитии произошли буквально десятки лет назад. Менеджмент формировался для решения проблем эффективности и масштаба (обеспечение выпуска сложных продуктов в значительных количествах). Решением была бюрократия, ее иерархическая структура, спускаемые сверху вниз цели, четкое определение ролей и тщательно проработанные правила и процедуры.
Сегодня менеджмент столкнулся с иными проблемами, связанными с существенным изменением внешней среды. На сегоднЯшнИй день организациям приходится работать в условиях непрерывных изменений и растущей взаимозависимости, встраиваться в поток креативного развития и своевременно меняться, чтобы удержаться на плаву, искать пути стимулирования сотрудников к проявлению инИциАтивы и творчества, стараться учитывать интересы все большего числа заинтересованных сторон.
Однако в начале XXI века в период активных социальноэкономических преобразований менеджмент стал реальным фактором развития бизнеса в разных сферах экономической деятельности. К настоящему времени накоплен значительный практический опыт управления в области торговли, промышленности, сельского хозяйства, кооперации и т. д. При этом наблюдается недостаточная теоретическая разработанность вопросов менеджмента.
Кроме того, теория и практика управления не стоит на месте и помимо проработки базовых понятий менеджмента требуется детальное рассмотрение основных тенденций и направлений его развития в наши дни.