Доклады о будущих и современных технологиях
ЛАБОРАТОРНЫЙ АНАЛИЗ БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
Е. Н. Горюнова, Л. В. Смирнов
Научный руководитель - А. В. Жаров, канд. техн. наук, профессор Ярославский государственный технический университет
Моторное масло - уникальный носитель информации о техническом состоянии двигателя автомобиля. Научные исследования, проведенные во многих странах, подтвердили высокую надежность диагностических прогнозов неисправностей двигателей, основанных на результатах анализа работавшего моторного масла. Каждый раз, когда проба масла исследуется, результаты этого исследования сравниваются с результатами предыдущих исследований масла и, таким образом, можно очень оперативно обнаружить отклонения и принять меры по устранению причин, вызывающих повышенный износ деталей или агрегата в целом, тем самым продлить срок его службы. При анализе основное внимание обращается на изменение свойств моторного масла, деградацию присадок, на различные загрязнители моторного масла и продукты износа двигателя. Измеряемые параметры: содержание продуктов износа - железо, хром, олово, алюминий, никель, медь, свинец, молибден; содержание присадок - кальций, магний, цинк, фосфор, барий, бор; содержание загрязнителей - кремний, калий, натрий, вода, примесь СОЖ (гликоль); состояние масла - окисление, нитрация, вязкость при 40 °С, вязкость при 100 °С, индекс вязкости, щелочное число, кислотное число.
Из-за различий в работе, отличаются важные для анализа параметры отработавшего моторного масла у дизельного и газового двигателей. У дизельного двигателя важно щелочное число, а для газопоршневого двигателя более важно анализировать степень окисления и нитрации. Производители газопоршневых и дизельных двигателей настоятельно рекомендуют производить дополнительный анализ рН-кислотности моторного масла, особенно в начальный период эксплуатации. Практически все производители газопоршневых и дизельных двигателей рекомендуют производить мониторинг моторного масла - периодический физико-химический анализ образцов отработанного моторного масла через равные промежутки времени. Мониторинг моторного масла - это реальная необходимость при эксплуатации дорогостоящего оборудования. Он позволяет вовремя обнаружить аномальное изменение параметров масла, что является ранним признаком неисправности и своевременным сигналом тревоги.
Создание на кафедре ДВС лаборатории исследований моторных масел даёт возможность более тщательно изучить проблему подбора моторного масла для конкретного двигателя.