Доклады о будущих и современных технологиях
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА
Т. Н. Коротнева, В. Л. Зудин
Научный руководитель - В. Л. Зудин, канд. техн. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) входят в состав фонда оценочных средств по дисциплине, который, в свою очередь, включен в состав учебно-методического комплекса по дисциплине. Такие задания являются основной и обязательной составной частью фонда оценочных средств по дисциплине, универсальной формой итогового контроля компетенции и обеспечивает реализацию полного набора образовательных целей, а также оценивание результатов контроля по дисциплине.
КОЗ представляет собой комплексные методические материалы, предназначенные для контроля и оценки уровня успеваемости и сформи - рованности компетенций, и состоящее из ряда целевых заданий, определяемых образовательными целями и охватывающих все учебное содержание дисциплины или отдельной ее темы. Под целевым заданием здесь понимается вид контрольного задания в составе КОЗ, обеспечивающее проверку одной из образовательных целей (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), обозначенных в рамках теории полного усвоения, которая была предложена американским педагогом Б. Блумом и развита его последователями. Доказано, что такой состав образовательных целей является дидактически полным, необходимым и достаточным для реализации высокоэффективного учебного процесса. В зависимости от состава обязательных форм контроля по дисциплине, предусмотренных учебным планом подготовки, можно различать несколько видов структур КОЗ, которые могут применяться при организации контроля учебных достижений студентов по результатам изучения дисциплины. Из их числа наиболее эффективными можно признать шестикомпонентную и трехкомпонентную структуры. Шестикомпонентная (классическая) структура хорошо себя зарекомендовала для дисциплин с небольшим количеством обязательных форм контроля; трехкомпонентную структуру целесообразно использовать при наличии стандартных многовариантных форм контроля (отчеты по лабораторным работам, выполнение расчетно-графических работ, курсового проекта (работы) и т. п.). Результаты выполнения студентами КОЗ позволяют оценить в количественной форме учебные достижения каждого студента по дисциплине, а также могут применяться в качестве рейтингового показателя, значение которого определяет экзаменационную или зачетную оценку как накопительную и позволяет сформировать ее без сдачи экзамена или зачета.