Доклады о будущих и современных технологиях
КЛОТОИДНОЕ ТРАССИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ РАЗВЯЗОК
А. И. Пашик, А. А. Игнатьев
Научный руководитель - А. А. Игнатьев, ст. преподаватель
Ярославский государственный технический университет
К настоящему времени накоплен значительный практический опыт проектирования, строительства и эксплуатации транспортных развязок различных типов, включая и получивший наибольшее распространение «клеверный лист». С ростом интенсивности движения эффективность работы многих развязок, в том числе и этого типа, резко снижается. Этим и обусловлена актуальность совершенствования методов функционального проектирования развязок.
Результаты обобщения исследований режимов движения автомобилей на развязках, изложенных в трудах В. Ф. Бабкова, В. М. Визгалова, В. А. Гохмана, Е. М. Лобанова, А. Л. Милашечкина, И. Л. Полякова, В. В. Сильянова, В. А. Федотова, А. П. Шевякова и др. показывают, что ключевыми элементами, определяющими эффективность этих сооружений, являются так называемые межпетлевые участки (МПУ) и сопряженные с ними участки ответвлений.
Параметры конструкции этих элементов определяют пропускную способность, безопасность и удобство движения не только на «клеверном листе», но и на других типах развязок. С ростом интенсивности движения короткие и, как правило, однополосные МПУ, а также сопряженные с ними участки ответвлений и примыканий исчерпывают возможности бесконфликтного переплетения, ответвления и слияния автомобилей с транзитным транспортным потоком.
Несмотря на значимость обоснования параметров конструкций развязок с приоритетом функциональных принципов, при их проектировании и строительстве в странах СНГ преобладающими остаются только радиусы закруглений. Поэтому здесь рассматриваются пути повышения эффективности развязок методами функционального проектирования рациональных конструкций МПУ и сопряженных с ними участков ответвлений. Актуальность такого направления подтверждается анализом конструкций эффективно работающих зарубежных развязок. В этих конструкциях явно прослеживаются тенденции обеспечения функциональной согласованности ответвлений с многополосными участками переплетения. При этом, как правило, в зарубежных развязках эти участки в 1,5-2 раза длиннее, а радиусы ответвлений в 1,5-2 раза меньше, чем у большинства развязок в странах СНГ.