Доклады о будущих и современных технологиях
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
С. А. Антонова
Научный руководитель - Е. Г. Патрушева, д-р экон. наук, профессор
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Российский фармацевтический рынок является одним из самых быстро развивающихся в мире, однако, его структура значительно отличается от рынков развитых стран в сторону преобладания «брендированных» препаратов, в основном иностранного производства. Результатом является переплата конечным потребителем (в том числе и государством) за торговые названия препаратов, подчас морально устаревших, что значительно затормаживает рост доступности лекарственных препаратов для населения.
Сложившаяся система продвижения стимулирует фармпроизво - дителей вкладывать больше средств в маркетинг и продажи, а не в разработку новых эффективных препаратов, что существенно замедляет развитие отрасли по инновационному пути.
Реальный потенциал потребления лекарственных средств, производимых национальной отраслью, составляет не более 10-15 % рынка в денежном выражении и не более 50-60 % - в товарном, что свидетельствует о наличии тенденции к дальнейшему отставанию российской фармацевтической промышленности. Важно отметить, что в настоящий момент российская фармацевтическая промышленность характеризуется двумя отрицательными особенностями:
1. Неспособностью обеспечивать население основной номенклатурой современных лекарственных препаратов, весь цикл производства которых находился бы на территории страны.
2. Низким уровнем инноваций и технологий, используемых при разработке и производстве лекарственных средств.
Анализ фармацевтической промышленности РФ выявил её системные проблемы, на основании чего сделан вывод о необходимости создания кластеров для решения многих проблем, сдерживающих эффективное развитие отрасли. Кластеризация предполагает интеграцию научнопроизводственных сил в этой области, улучшение взаимодействия предприятий кластера между собой и осуществление государственной поддержки развития предприятий по инновационному пути.
Становление и развитие фармацевтического кластера позволит не только повышать конкурентоспособность региональной экономики, но и поддерживать конкурентное преимущество фармацевтической промышленности как на национальном, так и на региональном уровне.