Доклады о будущих и современных технологиях
ИВАН СУСАНИН: ЧЕЛОВЕК И ЛЕГЕНДА
А. А. Г рибкова, Д. С. Рябкова, В. Ю. Крутецкий
Научный руководитель - В. Ю. Крутецкий, канд. ист. наук, доцент Ярославский государственный технический университет
История о костромском крестьянине Иване Сусанине, спасшем ценой собственной жизни избранного на царство в 1613 г. Михаила Романова, хорошо известна. С именем героя связано, однако, немало загадок, что не удивительно в виду почти полного отсутствия исторических документов, которые помогли бы реконструировать историю его подвига. Несмотря на утверждения о «неисторичности» фигуры Сусанина, он уже несколько столетий остается одним из величайших символов русского патриотизма и государственности.
Начало традиции официального прославления Сусанина положила Екатерина II во время поездки в Кострому в 1767 г. В 1812 г. публицист С. Н. Глинка в одной из своих статей провозглашает И. Сусанина идеалом народной доблести и самопожертвования. Имя костромского крестьянина входит в учебники истории. Статья С. Н. Глинки не опиралась на данные каких-либо исторических документов. Интерес к Сусанину возрос при Николае I. История спасения царя идеально вошла в контекст теории официальной народности. Образ патриота-крестьянина, отдавшего жизнь за государя, оказался востребованным во время польского восстания 1830 - 1831 гг. Подвигу Сусанина в это время посвящается ряд произведений в различных жанрах искусства. В 1838 г. указом Николая I центральная площадь Костромы была названа Сусанинской, на ней был возведен памятник герою.
С 1917 г. имя Сусанина попало в разряд гонимых новой властью «слуг царизма», его памятник в Костроме был разрушен. В массовой пропаганде 1920-1930-х гг. подчеркивалось, что подвиг Сусанина - миф, не подтвержденный никакими научными данными. В конце 1930-х годов, однако, Сусанина «реабилитируют». О нем вновь начинают говорить как о герое. В 1939 г. в Большом Театре возобновляется исполнение оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» (под новым названием «Иван Сусанин» и с новым либретто). Очевидно, что подобное решение было принято на высшем политическом уровне. Летом 1939 г. в честь Сусанина был переименованы райцентр и район, на территории которого он жил и погиб.
В советской исторической науке оформились и просуществовали до конца 1980-х годов две точки зрения на подвиг Сусанина: первая признавала факт спасения им Михаила Романова; вторая - отрицала, считая Сусанина героем-патриотом, подвиг которого не имел отношения к спасению царя.