Доклады о будущих и современных технологиях
ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПОСЛЕ УПРОЧНЕНИЯ МЕТОДАМИ ПОВЕРХНОСТНОГО ПЛАСТИЧЕСКОГО ДЕФОРМИРОВАНИЯ
В. Э. Костичев, А. С. Букатый Научный руководитель - А. С. Букатый, канд. техн. наук, ст. преподаватель Ярославский государственный технический университет
Для обеспечения надежности и долговечности деталей маШиН в настоящее время широко применяются различные методы упрочнения поверхностным пластическим деформированием (ППД). Однако, наряду с повышением предела выносливости, остаточные напряжения (ОН), возникающие в упрочнённом поверхностном слое деталей, приводят к технологическим остаточным деформациям (ТОД), которые зачастую превышают установленные технологические допуски. В связи с этим исследование методов и режимов упрочнения, обеспечивающих требуемый уровень предела выносливости при соблюдении ТОД деталей в пределах допуска, является актуальной производственной задачей.
Коленчатый вал двигателя ЯМЗ 238 является ответственной деталью, упрочняемой методом накатки галтелей коренных и шатунных шеек роликом. Особенностью данного метода упрочнения является большая глубина упрочнённого поверхностного слоя и высокий градиент ОН.
В основе исследования методов упрочняющей обработки лежит моделирование напряжённо-деформированного состояния (НДС) деталей, учитывающее воздействие ОН, залегающих в поверхностном слое. Создание модели коленчатого вала осуществлялось в системе конечно-элементного анализа ANSYS. Деталь была выполнена в виде объёмов с отдельно выделенным поверхностным слоем (рисунок), позволяющим моделировать необходимый градиент ОН. Полученная расчётная модель позволяет исследовать НДС коленчатого вала в концентраторах напряжений с учетом залегающих ОН в поверхностном слое, а также осуществлять расчётное прогнозирование возможных ТОД от различных уровней ОН, соответствующих применяе-мым на производстве методам и режимам упрочняющей обработки.
Модель коленчатого вала