Доклады о будущих и современных технологиях
ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАСЛА ДЛЯ ГИДРОСИСТЕМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН
А. С. Сербулов, И. С. Тюремнов
Научный руководитель - И. С. Тюремнов, канд. тех. наук, доцент Ярославский государственный технический университет
На сегодняшний день происходит стремительное развитие гидропривода, являющегося неотъемлемым элементом мобильных строительных и дорожных машин. Ключевым компонентом гидросистемы является рабочая жидкость (масло), выполняющее функции передачи энергии, смазки и охлаждения пар трения.
Современные жидкости должны удовлетворять следующим основным требованиям: несжимаемость, вязкость в заданном диапазоне, смазывающие свойства, водоотделительная способность, совместимость рабочих масел с материалами гидрооборудования и уплотнений, огнестойкость, антикоррозионные свойства и др. Со временем эти требования только ужесточаются в виду технического прогресса в мире.
В связи с этим происходит постоянное улучшение характеристик рабочих жидкостей. Основными тендеНциЯми совершенствования масел являются: увеличение срока службы как самого масла, так и гидрооборудования, расширение температурного диапазона использования масла, а также повышение экологичности как самих рабочих жидкостей, так их паров и продуктов утилизации.
Увеличение ресурса масла и долговечности гидроооборудования достигается за счет добавления присадок:
• антипенных (снижают поверхностное натяжение пены и ускоряют ее распад);
• антиокислительных (улучшают стабильность масла против окисления при высоких температурах);
• противоизносных (уменьшают коэффициент трения на поверхностях контакта деталей);
• пнтизадирных (смягчают процесс заедания деталей);
• антикоррозийных (образование на металле заЩиТных плёнок, препятствующих непосредственному воздействию коррозионноактивных веществ на металл).
Экологичность и безопасность масла решается за счёт применения растительных масел, масел на водной основе, а также внесением полезных бактерий, ускоряющие процесс разложения ядовитых веществ в почве.
Расширение температурного диапазона использования масла обеспечивается посредством введения депрессорных (выполаживающих вязкостно-температурную кривую масла) присадок.