Доклады о будущих и современных технологиях
ФУНДАМЕНТЫ МОСТОВ В СЕЙСМОАКТИВНЫХ ЗОНАХ
С. Н. Черпицкий
Научный руководитель - С. А. Тумаков, канд. техн. наук, доцент Ярославский государственный технический университет
Как правило, подавляющее большинство землетрясений возникают в зонах с большой активностью тектонических процессов. Такие землетрясения наиболее распространены (около 90% всех землетрясений) и достигают значительной силы. Наиболее подверженными территориями в РФ являются: Алтайский край, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Приморский край и др.
Анализ последствий землетрясений показывает, что повреждение мостов происходят вследствие смещения или повреждения пролётных строений или повреждения опор, либо по причине совокупности этих повреждений.
Сейсмостойкость фундаментов мостов главным образом зависит от правильного выбора основания и конструкции фундамента. На надёжность конструкции, также, во многом влияет тип подстилающего грунта. Наиболее предпочтительными являются крупнообломочные и скальные грунты, а также твёрдые и полутвёрдые глинистые и плотные песчаные грунты.
При возведении крупных мостовых сооружений в сейсмоактивных районах наибольшее предпочтение отдаётся фундаментам глубокого заложения из опускных колодцев, вертикальных и наклонных оболочек. Для малых мостов рациональней применять средние безростверковые опоры, поскольку при меньшей массе возникают меньшие инерционные силы.
Действующими нормами предусмотрено рассчитывать мосты на сейсмическое воздействие как при отсутствии подвижной нагрузки, так и при её наличии. Это обусловлено высокой интенсивностью транспорта на магистральных дорогах, в связи с чем велика вероятность нахождения подвижных нагрузок на мостах во время землетрясений.
Примером сейсмостойкого строительства можно считать вантовый мост на остров Русский, через бухту Золотой Рог, с расположением вант по системе «Арфа». Данный мост построен в сложных геологических условиях и рассчитан на сейсмическую активность до 8,1 баллов по 12-ти бальной шкале ЫБК-64, принятой в России.
Сейсмостойкость моста достигается за счёт применения так называемого «семиактивного» демпфера гашения колебаний вант. За счёт активного изменения параметров демпфирования достигается возможность компенсировать не только номинальные расчётные колебания, но и вызываюЩиЕ гораздо меньше усилия. Благодаря этому удалось существенно снизить время гашения колебаний вант.