Доклады о будущих и современных технологиях
АНАЛИЗ СИСТЕМ РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ, КАТАЛИТИЧЕСКОГО НЕЙТРАЛИЗАТОРА И САЖЕВОГО ФИЛЬТРА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-651
М. С. Кондаков, Л. Л. Иванов
Научный руководитель - Л. Л. Иванов, канд. техн. наук, доцент Ярославский государственный технический университет
В современном двигателестроении, развивающемся по пути совершенствования конструкции двигателей внутреннего сгорания (ДВС), происходит постоянное ужесточение их норм токсичности, экономичности и уровня эффективных технико-экономических показателей.
За время существования проблемы выбросов и загрязнения ими атмосферного воздуха было внедрено несколько методов и способов, позволяющих уменьшить токсичность отработавших газов. В настоящее время для выполнения норм Evro-4 на двигателе ЯМЗ-651применяются следующие системы:
- система рециркуляции отработавших газов(ЕОЯ);
- каталитический нейтрализатор, совмещенный с сажевым фильтром(БОС и CSF);
- топливная система аккумуляторного типа Common Rail System 2-го поколения (CRS 2);
- применение топлив, соответствующих нормам Evro-4.
Система рециркуляции отработавших газов состоит из EGR-клапана с приводом, обратного клапана, EGR охладителя и трубопроводов. Она позволяет снизить уровень NOx. Каталитический нейтрализатор, состоящий из ячеистой матрицы, покрытой катализатором (платиной), снижает уровень выбросов CH и СО. Для очистки отработавших газов от твердых частиц применяется сажевый фильтр, состоящий из гофрированной металлической фольги и специальной пористой фольги. Регенерация сажевого фильтра происходит за счет оксидации сажевых частиц - химической реакции с оксидами азота ^ОДполучаемая из каталитического нейтрализатора. Данная реакция позволяет также снизить выбросы оксидов азота, за счет его использования для оксидации сажевых частиц.
Таким образом, данные системы (рециркуляция отработавших газов, фильтр-нейтрализатор, состоящий из каталитического нейтрализатора и сажевого фильтра) позволяют двигателю ЯМЗ-651 соответствовать нормам экологичности выбросов Evro-4.